Мозаика прошедших дней

Наталии Киселевой

Новая глава

Графиня Зубова по имени Росарио

Как интересны бывают исторические связи! Что, казалось бы общего между последним фаворитом Екатерины Второй и аргентинской столицей Буэнос-Айресом сегодняшнего дня?! Однако связь и весьма органичная существует.

Екатерина в последние годы жизни
Граф Платон Зубов

На левом портрете вы видите холеного молодого человека с государственным документом в руках. Это Платон Зубов (1767-1822). Документы говорят, что род Зубовых был древний, происходил от татарского баскака Амрагата, принявшего в 1237 г. крещение с именем Захария и бывшего родоначальником всех Зубовых. Игнатий Никитич Зубов был дьяком Посольского приказа (1571). Многие Зубовы в XVII в. служили стольниками и воеводами.

К концу 18 века Зубовы были рядовыми дворянами, пока среди них не взошла звезда «Платоши», как его называла его «матушка» Екатрина П. Платон Александрович Зубов был третьим сыном в семье дворянина, особыми талантами не отличался, но понимал, как и все в Российской империи, что, «попав в случай», сможет получить все, о чем только может мечтать человек.

В свете все заговорили о разрыве «матушки» Екатерины Великой, которой только что исполнилось 60 лет, с фаворитом Дмитриевым-Мамоновым, ставленником Г.Потемкина. Случилась сия «оказия» 18 июля 1789 года. 22-летний Платон Зубов расстарался – выпросил назначение командовать конвоем, сопровождавшим государыню в Царское село 21 июля 1789 года. Он так гарцевал под окнами кареты, что Екатерина пригласила его отобедать с нею.

Все! Полная победа! Он стал «ходить через верх», т.е. через личные покои императрицы. Екатерина без памяти влюбилась в своего «Платошу», стала осыпать его званиями, имениями, орденами, деньгами, миниатюрными своими портретами, обсыпанными бриллиантами. Так он начал собирать коллекцию миниатюрных портретов на слоновой кости, а позже на эмали, о которой и пойдет речь ниже.

20 миллионов рублей приoбрел Зубов за время царствования Екатерины. Правда, его современники указывали на то, что фаворит играл при стареющей императрице довольно неприглядную роль, и его тень легла мрачным облаком на закат жизни великой государыни..

В 1793 году отец фаворита, он сам и три его брата получают графское достоинство, a сам «Платоша» в 1796 году получил титул светлейшего князя Священной Римской империи. Но так как законных детей у него неосталось, то княжеский титул никому не перешел. А вот графами потомки остальных братьев так и остались.

Портрет Платона Зубова 1802 года работы И.Б.Лампи-старшего
Портрет Валериана Зубова, брата фаворита работы Ж.-Л. Вуаля

Позже три брата Зубовы – Николай, Платон и Валериан – стали убийцами императора Павла 1, но так как император Александр 1 убийц своего отца не жаловал, то никакой роли они в государственных делах не играли.

Убийство императора Павла 1 братьями Зубовыми.
Современная иллюстрация

Платон Зубов, подальше от греха, удалился в свое литовское имение. Обладая огромным состоянием в 30 тыс.крепостных душ и 20 миллионами рублей, стал немыслимо скуп и внешне напоминал Плюшкина.

Герб Зубовых

Из Википедии: «За год до смерти Зубов воспылал страстью к Текле Валентинович (1801—1873), 19-летней дочке небогатой литовской помещицы, владевшей усадьбой в 30 душ крестьян. Он встретил её вместе с матерью в Вильне на конской ярмарке осенью 1821 года. Через управляющего Зубов предложил за любовь дочери «знатную денежную сумму», но предложение было с негодованием отвергнуто. Через некоторое время пани Валентинович вместе с дочерью сама приехала в Янишки, якобы в костёл на богомолье. Зубов встретил красавицу вновь и на этот раз сделал формальное предложение. По желанию тёщи, он отписал невесте по брачной записи миллион рублей.

Поместье Руэнталь (Построено для курляндских герцогов архитектором Растрелли)

После женитьбы князь Зубов перебрался из Литвы в курляндское поместье Руэнталь, где 7 апреля 1822 года он скончался, на 55-м году жизни. Его единственная законная дочь, Александра, родилась через три недели после его смерти, умерла 27 февраля 1824 г. и похоронена рядом с отцом. Унаследовав по смерти мужа значительное состояние, княгиня Зубова переехала в Вену, где блистала в свете; 12 ноября 1826 года в Петербурге она вышла второй раз замуж за графа Андрея Шувалова.

Обширные литовские имения вокруг Шяуляя (Шавли) достались в наследство потомству его брата Дмитрия, кроме замка Раудан, отданного Зубовым в приданое за побочной дочерью Софьей Платоновной (1800—1880), бывшей в первом браке за бароном Карлом Пирхом, а во втором за сенатором П. С. Кайсаровым. Женолюбивый Зубов имел от других связей ещё нескольких побочных детей, носивших фамилию Платоновых: Александр (1806—1894, царскосельский предводитель дворянства); Константин (1807—1889, действительный статский советник); Валериан (1809—1893, сенатор и тайный советник), Никанор (1814—1884). Как заботливый отец, князь Зубов позаботился обо всех и на каждого положил в банк по миллиону рублей ассигнациями.

Но если у Платона Зубова наследников не осталось, то два других брата Николай и Валериан Зубовы обзавелись немалым потомством.

Потомки братьев неплохо разбирались в живописи, заказывали свои портреты у знаменитого портретиста Василия Тропинина, и семейным делом было собрание миниатюр.

Портрет кн.Н.А.Зубовой работы В. А. Тропинина.
«Что скажет княгиня Марья Алексеевна?»
Это о ней так отозвался насмешник Грибоедов
Портрет графа П.Н.Зубова работы В.А. Тропинина
20-е годы ХХ века

Но нельзя сказать, что они были выдающимися коллекционерами и собирателями. Все так, как у любых именитых дворян, – драгоценная мебель, хрустальные и бронзовые люстры, картины известных художников, старинные гобелены.

Довольно известен был старший брат нашего героя граф Валентин Платонович Зубов (10 (22) ноября 1884, Санкт-Петербург — 9 ноября 1969, Париж) — русский искусствовед, доктор философии (1913), основатель Института истории искусств(1912), первый директор Дворца-музея в Гатчине (1917—1918). Понимая, что царские сокровища большевикам не нужны, он сумел их сохранить и вывезти за границу, когда н в 1925 году уехал в эмиграцию.

Граф Валентин Зубов
Портрет Ахматовой 1922 г. работы Зинаиды Серебряковой

Хотя и Анна Ахматова не любила распространяться о своих романа в молодости, было известно что граф Валентин Платонович числился в ее поклонниках. Она посвятила ему стихотворение

Как долог праздник новогодний,
Как бел в окошках снежный цвет.
О Вас я думаю сегодня
И нежно шлю я Вам привет.

Пускай над книгою в подвале,
Где скромно ночи провожу,
Мы что-то мудрое решали,
Я обещанья не сдержу.

А Вы останьтесь верным другом
И не сердитесь на меня,
Ведь я прикована недугом
К моей кушетке на три дня.

И дом припоминая темный
На левом берегу Невы,
Смотрю, как ласковы и томны
Те розы, что прислали Вы.
                                   1910-е годы

Есть сообщения, как они встретились в Париже в 1965 году, спустя 50 лет.

Но, невзирая на значение старшего брата в русской культуре, в этой статье речь пойдет о его младшем брате.

Граф Сергей Платонович (1881-1964) родился в Москве, но провел свое детство в Санкт-Петербурге, в Зубовском дворце.

Дворец графов Зубовых на Исаакиевской площади СПБ

Зубовы на протяжении двух столетий играли большую роль в истории и культуре России, были довольно известными меценатами.

Портрет графа С.П.Зубова работы известного великосветского портретиста Джованни Болдини 1913 года, написанный в Париже.

Правнук старшего из братьев Зубовых Николая Сергей Платонович Зубов (1881-1964) был по мужской линии родственным потомком Платона Зубова, а по женской — праправнуком фельдмаршала Суворова, правнуком графини Мусиной-Пушкиной, внучатым племянником Огарева. В 1906 году женился на фрейлине графине Елизавете Александровне Шереметевой (1884—1962), дочери Александра Дмитриевича Шереметева, а в 1909 году развелся с ней. Поговаривали, что по причине ее неверности.

Е.А.Зубова в придворном «русском» платье

Сергей Платонович Зубов и до революции проводил много времени за границей. Он занимался беллетристикой и написанием поэм и пьес - одна из них была представлена на сцене Императорского театра Петербурга.

Он был в Париже в 1917 году, когда грянул выстрел «Авроры» и был одним из первых аристократов, которые почувствовали надвигающуюся опасность и решили не возвращаться на родину. Часть его капиталов, а также коллекция произведений искусства и наиболее ценные вещи из фамильных дворцов хранились в швейцарских и английских банках, так что бедствовать ему не пришлось.

В том же 1917 году граф С.П.Зубов познакомился с прекрасной аргентинкой Розарио Джулией Шиффнер де Лареха (1892- 1987), дочерью одного из богатейших людей Аргентины. Ее отец был по национальности немец, а мать происходила из старинного испанского рода де Лареха. Прекрасно образованная, говорящая на нескольких языках, и страстно влюбленная в искусство миниатюры, она была к тому же и красива изысканной красотой.

В это время Росарио была замужем за итальянцем, послом Италии в Иране. В Тегеране Росарио Шифнер и прожила несколько лет. Посол умер в 1921 году, и влюбленным ничего не мешало соединить свои судьбы.

В 1922 году в роскошном предместье Женевы Колоньи сыграли пышную свадьбу. В 1923 году родилась дочь, графиня Татьяна Зубова (1923-1957).

Портрет «графинюшки» Татьяны Зубовой в детстве работы Серебряковой

Двадцатые годы прошлого века в Европе, особенно в Париже, проходят под знаком русского искусства, – «Русские сезоны» Дягилева, русские поэты, мода на русское шитье, повальное увлечение русскими драгоценными изделиями прикладного искусства, особенно Фаберже, – подогревало интерес к далекой и «варварской» России и с удивлением обнаруживает огромный культурный пласт, ускользавший от внимания Европы ранее.

В Париже чета Зубовых знакомится со знаменитыми русскими художниками Львом Бакстом, Александром Бенуа, художницей Зинаидой Серебряковой, которая становится их семейным летописцем в портретах.

Портреты графини Росарио Зубовой работы Зинаиды Серебряковой 1938 -1939 года

Росарио, и без того увлекающуюся искусством, заинтересовалась богатой историей семьи мужа, и русское искусство стало не только предметом ее интереса и собирательства, но и глубокого изучения, – она разбиралась в антиквариате не хуже арт-дилеров. В 30 годы советское правительство по демпинговым ценам распродавало царские и дворцовые ценности. Тогда-то Зубовы неизмеримо пополнили свои коллекции – у них появились вещи из Строгановского и Павловского дворцов

Портрет С.П.Зубова 1931 г.
Портрет стареющего графа работы Зинаиды Серебряковой. 1959. После смерти дочери он стремительно постарел.

Граф и графиня Зубовы путешествовали между Буэнес-Айресом, Парижем, Женевой и Римом. Большей частью они жили в Женеве.

В 1949 году графиня Татьяна выходит замуж за барона Рене де Виллерс-Терраге (1924 – ?). Но брак продлился меньше года и в 1950 году они развелись. Через 7 лет она погибла в автокатастрофе в Уругвае.

Оправиться от этого удара не смог ни граф, ни графиня.

В 1959 году граф и графиня образовали фонд памяти Татьяны Зубовой и этот фонд подарил городу Женеве коллекцию графов Зубовых. Особняк ХУШ века на улице Гранж стал музеем.

Из путеводителя: «–Большая часть коллекции, переданная графиней Зубовой в дар Женеве, состоит из предметов петербургского Строгановского дворца и дворца Павла I в Павловске. Многие из них были, вероятно, приобретены на зарубежных аукционах в 30-е годы, когда советское правительство распродавало царские коллекции. Например, золоченой бронзы столик со столешницей из финского мрамора, находящийся в прихожей дома-музея, или комод наборного дерева французской работы в большом салоне, так же как русской работы люстра из горного хрусталя, висящая в столовой, — все из Павловского дворца. Портрет дочери французской художницы XVIII века мадам Виже-Лебрен, который висел когда-то в кабинете великого князя Михаила Павловича в Павловском дворце, также попал в зубовскую коллекцию.

В музее есть и портрет самого Павла I работы художника Лампи Старшего,

Иоганн Батист Лампи в течение пяти лет, с 1792 по 1797 год, работал вместе с сыном при российском императорском дворе. Им и написан портрет Павла I, а его сыном, Лампи Младшим, портрет супруги Павла I,

Фредерика Доротея София Бранденбург
Шведтская с портретом жениха
Художник Johann Georg Ziesenis
Портрет будущей императрицы Марии
Федоровны (жены Павла 1) работы
Иоганна Лампи-старшего 1794 г.

Здесь же выставлен и портрет Вел.Кн. Александры Павловны работы В.Боровиковского.

Для размещения этой коллекции городские власти Женевы отдали исторический особняк Hotel de Sellon, который 200 лет был в собственности семьи де Селлон. Семья продала в 1955 году особняк городским властям, и его купили Зубовы. Внутреннее убранство особняка, ныне музея, вы видите на этом снимке

С внутренней террасы дома открывается великолепный вид на Новую площадь, одну из красивейших в городе, - графине Зубовой нельзя отказать во вкусе.

В 1964 году граф Сергей Платонович Зубов скончался и его вдова задумалась о судьбе их бесценных коллекций.

Музей памяти Татьяны Зубовой в Женеве

Графиня Росарио Зубова самую значительную часть зубовской коллекции из 525 предметов, из которых 130 являются бесценной коллекцией миниатюрных портретов, передала Музею декоративно-прикладного искусства своего родного города Буэнос-Айреса, опять-таки в память дочери Татьяны Зубовой. В эту коллекцию, среди прочих, входят работы Ж. Б. Ж. Изабе (портрет Гортензии Богарне Бонапарт, королевы Голландии, 1812), Ж. Б. Огюстена, Ж. Пети и др.

Уже в 21 веке в Зал Зубовых попала и коллекция Асинари Ди Бернеццо.

Музей представляет собой очень красивое здание, когда-то принадлежавшее знатной аргентинской семье Альвеарес.

Мы с группой в 2005 году посещали этот действительно прекрасный музей, но тогда я не знала, что там хранится коллекция графов Зубовых, экскурсовод об этом не упомянула, так что только теперь я могу восполнить этот пробел.

Бывшая гостиная Альвеаресов превращена в «Зал Зубовых». Здесь представлена невероятно ценная коллекция, состоящая из 527 предметов, из которых 130 – миниатюрные портреты ХУ1-Х1Х веков, которую некоторые искусствоведы считают второй после не то коллекции Лувра, не то Британского музея, а не то фонда SEPHEROT Foundation, который создали Галина Вишневская и Мстислав Ростропович. Прожив долгое время за границей и получая огромные гонорары, они вкладывали их в произведения искусства. Особенно чету интересовалио искусство ХУШ века. Они купили богатейшие собрания миниатюр княгини Васильчиковой, коллекцию парижского антиквара Попова и т.д. Сейчас в Фонде насчитывается 170 миниатюр, множество портретов ХУШ века. Фонд базируется в Лихтенштейне. Но не об этом фонде сейчас речь, хотя и его собрание безусловно подходит под рубрику «Сокровища русского искусства за рубежом».

И вообще что такое миниатюра или миниатюрный портрет? Это маленькое (от 1,5 до 20 см) с необычайной точностью выписанное изображение кого-либо в книге, на пергаменте, на картоне, на металле, на слоновой кости и вправлялись в табакерки, перстни, кулоны, даже часы. Расцвет миниатюрного портрета приходится на ХУШ – первую половину Х1Х веков, но в коллекции Зубовых есть и портретные миниатюры ХУ1 века.

портрет английского вельможи работы французского художника Клуэ, 1560 года.

А вот работа 1589 года англичанина Хилларда, изображающая Джорджа Клиффорда, герцога Нортумберлендского

Портретные миниатюры писали, чаще всего, иностранные мастера, а портреты русского дворянства писались художниками-иностранцами, приехавшими в Россию на заработки. Русские художники Г.С. Мусикийский, А.И. Чернов, П.Г. Жарков пытались найти свой путь в искусстве миниатюры, но и здесь иностранные мастера зачастую одерживали верх.

К середине Х1Х века появляется дагерротип, а затем фотография, и искусство миниатюры сходит на нет, остаются только диковинки рисунков на рисовом зерне, например.

Но вернемся к коллекции миниатюр.

Отмечая «странную и фантасти¬ческую прелесть миниатюры» в глазах людей XVIII столетия, русский искусствовед барон Н. Вран¬гель в статье «Миниатюра в России», опубликованной в журнале «Старые годы» за 1909. СПб., С. 2. продолжает: «Всем показа¬лось прекрасным, интересным и занимательным иметь дедушек, бабушек, братьев, сестёр и лю-бимых всех вместе...Спрятать в карман, в табакерку, вделать в кольцо, в ожерелье или держать взаперти в шкатулке тех, кто дорог. Ехать на бал, на войну, в далёкую дорогу, быть у себя и в гостях — всегда и везде со свои¬ми близкими. И, если вздума¬ется, то всегда можно вынуть, посмотреть и увидеть люби¬мое... В этой интимной прелес¬ти — обаяние целой эпохи, тайна безделушки, так дивно понятая мастерами XVIII века»

Сэмуэл Купер (1609-1672) Портрет Короля Чарльза II.
Гуашь, пергамент. 1661. Фонд Т.Зубовой, Буэнос-Айрес, Аргентина
Самуэл Котс (1734-1818) Портрет Принцессы Амелии-Софии.
Акварель, кость 1776. Фонд Т.Зубовой, Буэнос-Айрес, Аргентина

Помимо собственно коллекции, собранной на протяжении веков семейством Зубовых, в Музее есть предметы, купленные Зубовыми на аукционах и являющимися уникальными произведениями русского и европейского миниатюрного искусства. Например, золотая “Орловская табакерка” с пятью миниатюрными эмалевыми портретами братьев Орловых и с портретом Е.И.Штакельберг (жены Владимира Федоровича Орлова) на крышке была с XVIII века семейной реликвией знаменитых вельмож екатерининского времени графов Орловых. В период гражданской войны она вместе с другими ценностями была вывезена из России Орловыми-Давыдовым, наследниками “екатерининских орлов”. Позже попала на аукцион и была куплена Зубовыми.

Так уж получилось, что потомки многих известных русских родов проживают в Аргентине: Среди них правнуки первого российского канцлера Горчакова, внучка княгини Долгорукой, родственники Пушкина, Тютчева, композитора Римского-Корсакова, потомки государственного и военного деятеля А.Д.Меншикова, фельдмаршала Кутузова, первого консула России в Аргентине Кенингсена, художника Александра Бенуа, царской фрейлины Анны Вырубовой, промышленника и мецената Саввы Мамонтова, известного путешественника, основателя первых русских поселений на Аляске, Григория Шелехова, генералов фон Ранненкампфа, фон Шварца, Алексеева. В 1940-1950-е гг. в Буэнос-Айресе жила великая княгиня Мария Павловна Романова. В этот ряд надо поставить и имя графини Зубовой с испанским именем Росарио.