Мозаика прошедших дней

Наталии Киселевой

Новая глава

Подделки искусства или искусство подделки

Подделка знаменитых произведений искусств всегда приносила и приносит баснословные барыши. И так было испокон веков. Археологи нашли доказательства, что римские копии греческих статуй ловкачи в Древнем Риме сбывали сенаторам как подлинные греческие шедевры.

А из знаменитой книги Джорджа Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» известно, что и великий Микельанджело не брезговал подделками. Вернее, у него была другаю мотивация, – он хотел проверить, может ли он соперничать с древнегреческими мастерами.

Говорят, эта статуя из музея Вилла Спада является копией с утраченной скульптуры Микельанджело, проданной кардиналу Риарио.

В 1496 году молодой скульптор изваял из белого мрамора небольшую статую «Спящий Амур (купидон)», потом зарыл ее в сырую землю, что «состарило» мрамор, а затем статую была продана Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи (двоюродному брату тосканского герцога Лоренцо Великолепного). По другой версии «Спящий Амур» был продан торговцу антиквариатом, который перепродал «древнегреческую статую» кардиналу Сан-Джорджио-ин-Велабро Риарио. Известно, что Микельанджело получил за «Спяшего Амура» 200 дукатов – большие по тем временам деньги. К сожалению, фигура считается утраченной.

Когда кардинал Риарио понял, что скульптура – подделка, он вернул ее торговцу антиквариатом, и тот, через несколько лет, когда Микельанджело стал знаменит, продал ее под настоящим именем за большие деньги. Кардинал Риарио не только не рассердился на скульптора за его мистификацию, но и разыскал его, а когда Микельанджело прибыл в Рим, весьма помогал и покровительствовал скульптору.

В современном мире работы художников прошлого далекого и недавнего уходят на аукционах за баснословные деньги, и поэтому соблазн подделать эти шедевры появляется у многих талантливых, но не признанных художников. Подделка подделке рознь, и зачастую подделка лучше оригинала и является самостоятельным произведением искусства.

Но тем не менее подделка есть подделка, а оригинал есть оригинал. Известно, например, что известный французский художник Камиль Коро написал за свою жизнь три тысячи полотен, а в собраниях коллекционеров и музеев насчитывается семнадцать тысяч картин Коро. Выводы делайте сами.

Поль Гоген Когда ты выйдешь замуж? 1892 год
Цена - $ 300 млн. 2015
Поль Сезанн. Игроки в карты. 1895 год.
Цена - $ 250 млн. 2012 год

Вот эти картины – самые дорогие картины в мире. Если за них платят такие деньги, всегда найдутся люди, которые захотят продать подделку по такой же цене.

В этом очерке расскажу о самых невероятных историях подделок современного мира.

«Скифская тиара»

Обычно жертвами мошенников становятся далекие от искусства нувориши, но чтобы покупкой подделки опозорился прославленный музей Лувр, такого история не знала.

Афера была многоступенчатой и изящной. Шли 90-е годы Х1Х века. Некто Шепсель Гохман, торговец из маленького города Очакова, уже давно наладил сбыт «греческих плит», якобы найденных в своих огородах одесскими крестьянами. Сколотив неплохие деньги, Гохман с братцем придумали способ разбогатеть по-настоящему.

В городе Николаеве жил некто Фришен, который интересовался предметами старины. Однажды у него в квартире появились двое лохматых мужиков и предложили купить золотой кинжал и обломок короны. Цену назвали высокую – 10 тыс.рублей, который Фришен, не колеблясь, заплатил. Знал бы он, что на изготовление этих «старинных» вещей пошло золота на 900 рублей. Эти крестьяне были подставными лицами братьев Гохманов.

Поток фальшивых «античных» драговенностей наводнил музеи России, Германии, Франции, Англии, Греции, Италии. Товар распространялся через подставных лиц. Гигантское количество «древностей» из золота и серебра продала музеям и коллекционерам крестьянка Анюта из села Перутино, расположенного на месте Ольвии. Предлагая «древности», Анюта обстоятельно излагала историю находок. Особо недоверчивым коллекционерам фирма Гохманов предоставляла возможность самим найти «древность» в якобы раскопанных при них могилах.

А в 1895 году наступает время гораздо более значительной аферы так сказать, интернациональной. Старший Гохман отправился в Вену и предложил Музею изящных искусств в лице его директоров Бруно Бухера и Гуго Лейшинга купить у него настоящий шедевр из золота – так называемую тиару скифского царя Сайтоферна, которую царю где-то на рубеже Ш и П веков до н.э. якобы подарили жители Ольвии. На самом деле жители Ольвии сначала пробовали откупиться от грозного царя, подарив ему 900 слитков золота, а затем стали укреплять крепость и отбились от Сайтоферна. Ни о какой тиаре-подарке речь в источниках не идет. Но кураторы музея об этом не знали.

Цену за тиару Гохман запросил запредельную, а на вопрос, откуда у него, мелкого торговца, нашлись деньги, чтобы купить тиару у тех, кто якобы раскопал могилу царя Сайтоферна и его жены, Гохман сказал, что русские археологи просто не заметили эту ценность, и ему, Гохману, удалось выкупить ее, вложив в нее все нажитое. Эксперты, приглашенные Венским музеем, подтвердили подлинность сокровища, какого не знал ни один музей мира.

Поддельная тиара. Изумительная работа!

Но запрашиваемую цену Музей заплатить не смог, так Гохман ушел ни с чем, но слух о том, что найдена царская тиара, пошел среди искусствоведов, и облегчил дальнейшее проведение аферы.

Сам Гохман в Париж не поехал, он нашел двух темных венских дельцов, антиквара Антона Фогеля и мелкого биржевого маклера Шиманского, которые и отправились в Париж.

В марте 1896 года встретились с директором Лувра мсье Кемпфеном и целым сонмом самых авторитетных искусствоведов. Искусствоведы задохнулись от восторга – такое сокровище!

Но и цену за него запросили по тем временам астрономическую – 200 тысяч франков. У Лувра таких денег не было, такие деньги могло выложить тоько французское правительство с одобрения парламента, да вот незадача – было время парламентских каникул. Нашлись меценаты, которые согласились заплатить такие деньги под гарантию возвращения денег французским правительством.

1 апреля 1896 года сделка состоялась, Гохманы получили 86 тыс.франков, Шиманский – 40 тыс.франков, а Фогель 74 тыс. Ур-р-а!

Тиара царя Сайтоферна стала собственностью Лувра. Народ валом валил, чтобы увидеть «археологическое чудо».

Поддельная тиара
Фрагмент тиары

Конечно, раздавались голоса о том, что это подделка, но в атмосфере восхищения такой находкой, к этим голосам прислушиваться не хотелось. Еще до заграничного вояжа Гохманы пытались всучить тиару директору Одесского археологического музея Р.Б.Штерну, но он сразу же определил: подделка. На Х съезде археологов он выступил с докладом «О подделках классических древностей на юге России» и подробно рассказал о деятельности Гохманов и других фальсификаторов.

Но Штерн и думать не думал, что наглые подельники отправятся со своей тиарой в легковерную Европу и никаких мер против мошенников не предпринял.

Когда тиару выставили в зале Лувра, то нашлись ученые, в частности, русский искусствовед и археолог профессор К.С.Веселовский и немецкий ученый из Мюнхена Адольф Фуртвенглер, которые сразу же заявили, что тиара не что иное как современная подделка.

Историк Фуртвенглер доказывал, что если изучать детали изображений на тиаре, то можно увидеть ощибки, которые не были свойственны ни древним скифам, ни древним грекам. А вот в более поздних работах других ювелиров Древней Греции можно найти точно такие же фигуры, как и на тиаре.

Но эти голоса были услышаны, хотя и несколько позже. А пока дирекция Лувра была в таком восторге от наплыва посетителей, что слышать не хотела о более тщательной экспертизе.

А кто же был подлинным творцом этого «бесценного сокровища»? Знакомьтесь, Израиль Рухомовский рождения 1860 года, выходец из белорусской черты оседлости, из города Мозыря. Родился он в очень религиозной семье, и его готовили к карьере раввина, но Израиля как магнитом тянуло к искусству. Он самоучкой научился граверному и ювелирному делу. Руки у него были золотые.

В 1882 году перебрался Киев, где работал в самых знаменитых ювелирных мастерских города, а в 1892 году появился в Одессе. Вот тут-то на него и набрели братишки Гохманы. Они приносили ему книги и атласы по древнегреческому искусству, вот за 7 месяцев Рухомовский и сработал тиару. Гохманы оплатили ее «по-царски»- заплатили 1800 рублей.

Израиль Рухомовский

Но нет такой тайны, которая не стала бы явной: в марте 1903 года в парижской газете появилось короткое сообщение: художник с Монмартра Майянс, известный под именем Элина, утверждает, что именно он сотворил тиару Сайтоферна. Французская пресса тут же подхватила сенсацию. Вот тут обиделись одесские ювелиры и в французскую газету «Матэн» пришло письмо от ювелира Константина Лившица следующего содержания:

"Милостивый государь, я прочел вашу статью о тиаре Сайтаферна и решаюсь писать вам в целях восстановления истины. Я могу вас уверить, что тиара была сработана моим другом Рахумовским.

Я жил в Одессе в 1895 году и до мая 1896 года. Я часто навещал моего друга и видел много раз, как он работал в своей мастерской над этой пресловутой тиарой. ... К.Лифшиц"

Письмо было немедленно опубликовано. Корреспондент газеты «Одесские новости» нашел Рохумовского, и в другой, более известной, французской газете «Фигаро» появилась телеграмма из Одессы: "Гравер Израиль Рахумовский, живущий на Успенской ул., в доме 36 , категорически заявил, что он сделал тиару, заказанную ему в 1896 г одним жителем г. Керчи и попавшую впоследствии в Лувр. Рахумовский готов ехать в Париж, если на поездку ему будет выдано 1200 фр."

"Вероятно, у Лувра найдется 1 200 фр., - замечает "Figaro", - чтобы установить происхождение предмета, за который заплачено несколько сот тысяч"...

5 апреля 1903 года Израиль Рухомовский прибыл в Париж. Его рассказы о том, как он делал тиару в подарок какому-то профессору из Харькова, никого не убедили. И только когда он сделал фрагмент тиары из такого же сплава, из которого была изготовлена фальшивка, все убедились в его авторстве. Скандал вышел нешуточный!

Как только стало известно, кто автор наделавшей много шума «античной» тиары, в 1904 в Одессе вышла небольшим тиражом книга “Израиль Рухомовский и его работы”, в которой описывались и приводились в качестве иллюстраций некоторые работы Рухомовского, в том числе и саркофаг со скелетом.

Когда любопытные задавали ему вопросы о тиаре, он отвечал: «Тиара? Это мелочь… Если бы видели мой Саркофаг!». Он имел в виду саркофаг, покрытый греческими рельефами, с 10-сантиметровым золотым скелетом, состоящим из 167 костей, которые двигались как у настоящего скелета. Сам он говорил, что делал саркофаг 9 лет.

Изображение саркофага в книге

Эта миниатюрная работа Рухомовского получила Золотую медаль Салона французских художников. Эту «шкатулку» видели в руках у Мишки Япончика. В 2013 году на аукционе Сотбис саркофаг с подвижным скелетом из коллекции Майкла и Джуди Стейнхардов продали анониму за 365 тыс.долларов.

Но вернемся к скандалу с тиарой скифского царя. Рухомовский никого не сдал, и вообще о заказчиках говорил как-то туманно, зато свое авторство отстаивал непоколебимо.

В это время в Париже проходила выставка современного декоративного искусства, и там тиара принесла Рухомовскому бронзовую медаль выставки. Тиара заняла свое место в залах Парижского Музея декоративно-прикадного искусства, и вы можете ее и сегодня там увидеть.

А Одесса по праву гордится мастерством своих ювелиров и ремесленников. Помните? «Вся контрабанда делается на Малой Арнаутской...» Совсем недавно, в 2014 году, на бывшей Ремесленной улице (ныне ул.Осипова), на доме номе 6 была установлена мемориальная доска:

Постепенно вся семья Рухомовского перебралась в Париж и со временем они стали известными парижскими ювелирами, и Рухомовский, умерший в 1936 году, умер богатым человеком. Источники сообщают, что Рухомовский работал в реставрационных мастерских Лувра. Позже он сделал еще одну тиару, поменьше. Вскоре Рухомовский был представлен известному филантропу барону Эдмону Ротшильду и долгое время выполнял его заказы.

Как писал Рухумовский в своей книге: "Счастье улыбнулось мне. Словом, повезло. - Я получил хорошего клиента, а Ротшильд хорошего мастера. Мы нашли друг друга: он - красивую работу, а я - хороший заработок".

Интересно, что, хотя афера была раскрыта, братья Гохманы не пострадали, их фирма процветала и они продолжали наводнять рынок фальшивками. В 1908 году Исторический Музей в Москве купил у них «Скифский рог», изображающий голову дикого вепря, окруженную фигурками людей в греческих туниках. В 1939 году Лувр купил такой же рог, дошедший до них через несколько рук.

Известен и другой случай с аферами Гохманов. Выдержка из статьи «ТИАРА СКИФСКОГО ЦАРЯ» Михаила Лейбельмана Nov 20, 2003 в портале «Каскад»

Райтлинг – очень богатый человек и коллекционер старины. Спросил Рухомовского, что он сделал кроме тиары.

– Колье с мифологическими сценами, – ответил Израиль. – Статуэтку “Ахиллес и Минерва”, золотую вазу, из которой два скифа пьют вино, и многое другое.

– Не могли бы вы нарисовать их?

“Я долго не заставил себя упрашивать, и рисую все перечисленные вещи в натуральную величину. Мой человечек бледнеет, руки дрожат, ноги не держат его, как будто он в лихорадке».

Ларчик открывался просто. Оказалось всю эту “старину” Райтлинг купил через Гохмана. Тот “порядочный” человек даже полностью не расплатился за них.

Надо сказать, что на сегодняшний день известны всего 160 работ этого высокоодаренного ювелира. В 1951 году в Тель-Авиве прошла выставка работ Рухомовского, на которой было представлено около 80 работ ювелира. Многие из них находятся в руках частных коллекционеров, многие погибли в огне Холокоста. В России нет ни одного примера его работы.

Три предмета находятся в коллекции Александра Иванова, который создал Музей Фаберже в немецком городе Баден-Бадене. Коллекционер сумел приобрести вторую, уменьшенную копию тиары царя Сайтоферна, кулон с изображением преславутой тиары и невероятно красивое колье-ошейник, имитирующее греческие образцы. (о нем и говорил Рухомовский Райтлингу). Высокая степень мастерства заставила самого Карла Фаберже сказать о Рухомовском, что он лучший ювелир века.

 

 

Фальшивый Кустодиев и не только он

Большую известность получила история с картиной Б.М.Кустодиева «Одалиска». Странная это история.

Даже у меня при взгляде на эту картину у меня возникла уверенность, что это не полотно кисти Кустодиева. Слишком густые краски, не очень естественная поза, не те детали в интерьере. Да и лицо совсем не «кустодиевское». Почему у экспертов уважаемого нью-йоркского аукционного дома Christie’s не возникло сомнений – не понимаю. Для сравнения приведу две известные работы Кустодиева

Подделка «Обнаженная в интерьере «Одалиска» 1919 г.

Настоящие работы Б.М.Кустодиева

Красавица 1915 год.
Купчиха за чаем. 1918 год

Прозрачные, почти «акварельные» краски, излюбленные типажи Кустодиева, много воздуха – чудные картины, не имеющие ничего общего с «тяжестью» «Одалиски».

Но тем не менее именно эта «Одалиска» появилась на этом же аукционе в уже далеком 1989 году.

Ее нашел сам Алексей Тизенгаузен, тогда глава русского отдела аукциона Christie’s.

Он сам пришел на квартиру вдовы известного коллекционера Лео Масковски, где была небольшая, но хорошо подобраннная коллекция: Константин Сомов, Исаак Левитан, Борис Кустодиев, и вот эта самая «Одалиска». Вдова сказала, что Лео Масковски был первым владельцем картины.

Покупка картины была как бы освящена мнением такого маститого эксперта, как Тизенгаузен. В 1989 году была продана всего за 18 тыс. фунтов стерлингов, а через пятнадцать лет, уже в 2005 году Виктор Вексельберг купил ее через свой художественный фонд за 2,9 млн.дол. (про эстимейте в 180-220 тысяч долларов). Он сражался за картину как лев, превысив примерную стоимость картины в 13-14 раз.

С сожалением следует отметить, что Виктор Вексельберг не в первый раз покупает подделки. У него благородная цель - «Возвращение в Россию культурных ценностей, вывезенных из страны в XX веке». Но то ли эксперты у него не очень знающие, то ли просто не везет, но чуть дальше расскажу о еще некоторых подделках в коллекции Вексельберга.

Но пока вернемся к «Одалиске». Из-за большого количества подделок аукцион Christie’s все время снижает время гарантии подлинности. В 2005 году гарантия была 5 лет.

Когда «Одалиска» прибыла в Россию и стала объектом изучения знатоков живописи, то многие независимые эксперты заявили, что картина – подделка, компиляция из двух картин Б.Кустодиева « Красавица», которая представлена выше и «Купчиха и домовой» 1922 года, которую вы видите ниже.

Кто на самом деле написал «Одалиску» и почти сто лет обманывал публику, - не говорится.

Художественный фонд Вексельберга подал иск в лондонский суд с просьбой вернуть деньги. Как правило, аукционы по-тихому возвращают деньги, но тут эксперты аукциона, ссылаясь на Алексея Тизенгаузена, утверждали, что с картиной все в порядке, поэтому аукционный дом ввязался в эту судебную дискуссию. Наконец, в 2012 году английский верховный суд принял решение признать картину фальшивкой, вернуть Виктору Вексельбергу все уплаченные за картину деньги плюс судебные издержки.

Где сейчас находится эта картина, не сообщается. Но ее внесли в пятый том обширного «Каталога подделок», который из года в год выходит в России.

А теперь поговорим о подделках в коллекции Форбсов, купленной в 2004 году тем же самым Виктором Вексельбергом.

Предыстория:

В 1917 году Берти Чарльз Форбс основал новый экономический журнал «Форбс». Сколько их уже было, журналов подобного рода! Тогда мало кто мог представить, что журнал превратится в самый авторитетный и солидный журнал в мире бизнеса. 

В самый разгар Великой депрессии Форбс построил массивное здание редакции журнала на углу прославленной 5-й Авеню и 13 улицы. Наследником Берти стал его сын Малькольм Форбс (1919-1990), наиболее известный член семьи. Как отец, так и сын огромные деньги вкладывали в свои коллекции, и их общей любовью были изделия Карла Фаберже. За семьдесят лет они собрали около 200 вещиц знаменитого ювелира, но жемчужиной их коллекции были девять (самое большое собрание после Оружейной палаты, где хранятся 10) императорских пасхальных яиц.

В вестибюле здания журнала Форбс вся уникальная коллекция была представлена на свободном доступе. Заходи – бесплатно любуйся! Много раз мои эмигрантские группы любовались тогда еще не слишком известными сокровищами.

Форбс всю эту коллекцию завещал детям, но русское искусство наследникам было непонятно и чуждо, и они поставили коллекцию Фаберже на аукционную продажу. Узнав об этом, Виктор Вексельберг отдал приказ своему художественному фонду «Связь времен» немедленно начать переговоры о продаже, и увеличив сумму, сумел очень быстро выкупить коллекцию. Эксперты аукционного дома Сотби не успели ее оценить – коллекция отправилась в Россию. Шел 2005 год.

Стараниями В.Вексельберга в 2013 году в доме Нарышкиных-Шуваловых в Сант-Петербурге был открыт Музей Карла Фаберже, украшением которого и стала коллекция Форбсов.

Конечно, коллекцию стали изучать, и тотчас специалисты по работам Фаберже заявили, что некоторые императорские яйца – поддельны, в частности «Весенние цветы», «Яйцо с копытами», «Яйцо-конфетница», а также «Курочка Кельха».

«Яйцо с копытами»
«Весенние цветы»

Не один только русский олигарх, а многие, ох, многие покупаются на клеймо Фаберже, настолько многие, что в середине в феврале 1996 года в Нью-Йорке в Музее Метрополитан прошла выставка «фальшивого Фаберже».

Продажа «национального достояния»

Как правило, мы редко знаем, кто изготовил искусные подделки, которые сами по себе произведения искусства. Но о некоторых таких талантливых людях становится известно то ли из судебных документов, то ли воле случая.

Вот один из таких случаев. Иногда слава натигает художника через века. Так случилось одним из самых ныне известных «голландцев» Яном Вермеером Дельфтским (1632-1675). На иллюстрациях вы видите подлинные картины прославленного художника.

«Девушка с жемчужной серёжкой» (1665)
Молочница. 1658

После смерти художника Ян Вермеер был прочно и надолго забыт, пока его не «открыл» художественный критик Этьен Теофиль Торе в 1866 году. Всплеск нового интереса к художнику возник в 20-хх годах прошлого столетия. Картины его были прелестны, и весь мир страстно увлекся «старым голландцем».

Сложное это было время. Мир еще не оправился полностью от бедствий Первой Мировой войны. На искусство в Европе никто тратиться не хотел, В 1922 году прошла выставка художника Хана ван Меегерена, отзывы прессы были негативны, и особенно громил произведения художника некий искусствовед Абрахам Бредиус, который считался знатоком творчества Яна Вермеера.

Оскорбленный художник решил, что создаст полотно «под Вермеера» и продаст его как работу мастера, только что появившееся откуда-то из небытия.

Вообще-то в сохранившемся аукционном каталоге 1696 года была объявлена 21 картина Вермеера, сегодня из них исследователям известны 16. Всего 16! Потом были найдены еще несколько работ Вермеера. Всего сегодня насчитывается достоверно известных 34 работы, и 5 работ остаются под знаком вопроса. Вот эти-то 18 работ всплыли позже, а тогда только велся поиск неизвестных работ дельфтского художника и этим воспользовался Хан ван Меегерен.

Вермеер Делфтский не написал ни одного полотна на религиозные сюжеты, он был певцом дома, семьи, теплой атмосферы голландских кухонь. О некоторых периодах его творчества вообще ничего не было известно. Этим и решил воспользоваться Ван Меегерен. Он стал писать картины «Вермеера» на религиозные сюжеты. Таких работ она написал всего семь.

Для начала он стал арт-дилером, но подлинное богатство ему принесла уже первая картину, которую он нарисовал как Вермеер Дельфтский, находящийся под влиянием Караваджо. В Лондонской картинной галерее есть картина Караваджо «Ужин в Эммаусе»

Картина Караваджо «Ужин в Эммаусе» 1601 г.

Картина же Хана ван Меегерена называлась «Христос в Эммаусе». Это была многофигурная композиция, с трещинками-канелюрами, все детали были продуманы и указывали на авторство Яна Вермеера. Сначала художник хотел признаться в подделке, чтобы рухнула репутация его врага Абрахама Бредиуса, но когда Роттердамский художественный музей предложил за полотно астрономическую цену, ван Меегерен решил продолжать это надувательство. Упустить такой шанс художник не захотел. (В скобках замечу, что подделки в дальнейшем принесли ему огромное богатство - 8 млн.гульденов (приблизительно от 25 до 30 млн.долларов).

Христос в Эммаусе. Подделка Ван Меегерена.

Но вернемся в 1937 год. Королевская картинная галерея в Роттердаме, с подачи «эксперта» Бредиуса, приобрела это полотно «Вермеера» за рекордную по тем временам сумму в 520 тыс.гульденов (на современные деньги что-то около 6 млн.долларов).

Проданная ван Мегереном музею Бойманса - ван Бёнингена подделка под Питера де Хоха.

Ван Меегерен в 1938 году уехал от греха подальше в Ниццу, купил там прекрасную виллу, и рисовал под «Вермеера» дальше. Деньги он вкладывал в недвижимость, и вскоре стал владельцем доходных домов, ресторанов и гостиниц. Уважаемый и богатый арт-дилер!

В этот период его занимало написание картин под под еще одного крупного голландского художника Питера де Хоха. Он написал еще две картины «Пирушка» и «Игроки в карты»

Мистификатор тщательно готовился к каждой новой подделке. Покупал полотна художников ХVII века, очищал их, искусственно старил картину, имитировал въевшуюся в каннелюры пыль и т.п. Весь процесс написания очередного «шедевра» занимал около 7 месяцев.

Одну из его работ «Христос и грешница» купили для неплохой коллекции живописи Германа Геринга. Причем подлинность этой картины подтвердил тот самый Абрахам Бредиус. Интересно, что переговоры о даной картине велись в абсолютной тайне межу Герингом и правительством Голландии. По условиям сделки Голландии возвращалось 200 подлинных полотен, которые были вывезены нацистами во время вторжения, а Меегерен получал 4 миллиона франков от своего правительства.

«Христос среди судей («Христос и грешница»)

Вслед за шефом «Люфтваффе» еще четыре гитлеровских высокопоставленных чиновника купили у ван Меегерена полотна «Вермеера Дельфтского».

После войны коллекция Геринга попала в руки американцев, и в документах на картину значилось, что куплена она была у голландца Ван Меегерена. Нашлись и другие картины «Яна Вермеера», купленные нацистскими бонзами. Документы выли переданы в Голландию, и 29 мая 1945 года художник был арестован. Сначала он не хотел говорить, где были куплены эти «бесценные национальные сокровища». Но когда Хану ван Меегерену было предъявлено обвинение в коллаборационизме и предательстве интересов родины, что грозило чуть ли не смертной казнью, художнику пришлось признаться, что проданы были подделки. Суд был в ошеломлении, и не поверил ван Меегерену.

Ван Меегерен в суде. 1945 год.

И тогда его посадили под домашний арест, днем и ночью его стерегли, и на глазах у полицейских он нарисовал последний, седьмой «шедевр Яна Вермеера» - картину «Христос среди учеников».

Ван Меегерен пишет поддельную картину по заданию суда.

Рентген подтвердил, что каннелюры искусствено состарены.

12 ноября 1947 года суд в Гааге выне с приговор: «За подделку картин Хан ван Мегреен приговаривается одному году тюрьмы». Приговор вступил в силу, но через полтора месяца, 30 декабря 1947 года сердце художника, истерзанное алкоголем и наркотиками, которыми он «баловался» с молодости, остановилось. Картина «Христос среди учеников» осталась незаконченной. Остальные подделки вернулись владельцам, которым Ван Мегреен был обязан вернуть суммы сделок. От огромного состояния художника практически ничего не осталось.

Зато его имя осталось в истории как имя одного из великих мистификаторов.

О всех знаменитых подделках невозможно рассказать, но некоторые мошенники останавливают внимание.

Успешная схема продажи подделок

Например, Эли Сахай, иранец по происхождению. В Манхеттене он открыл знаменитую галерею «Эксклюзивное искусство». Картины продавались неплохо, но ему хотелось больше, и он вместе со своим генеральным менеджером галереи Хуши Санджаби, придумал интересную схему мошенничества: на аукционах он покупал подлинники Шагала, Гогена, Модильяни, получал на них сертификаты подлинности, затем ему изготавливали копия картины, он продавал копию с сертификатом на оригинал, а оригинал продавал опять-таки на аукционах, но уже за возросшую плату.

«Сиреневая скатерть», Марк Шагал, 1972 г.

В 1990 году подлинная картина Шагала продана Сабхаю за 312 тыс. долларов. Подделка этой картины была продана японскому миллионеру за 500 тыс.долларов. Надо сказать, что по схеме Сахая все подделки уходили в Азию – тамошние богачи не очень разбирались в европейском искусстве и доверяли сертификату подлинности. Независимых экскпертов они не приглашали – стоимость их работы едва ли не превышала стоимость картины.

В 1998 году Сахай продал подлинник Шагала на том же аукционе Christie’s за двойную цену в 626 тыс. долларов.

Он жил припеваюче, но не знал, что простая случайность не только положит конец роскошному житью-бытью, но и приведет его в тюрьму.

В мае 2000 году на аукцион Christie’s японским коллекционером была выставлена картина Поля

Гогена «Ваза с цветами (лилиями)», 1896, незадолго до этого купленная им у Сахая (копия).

И надо же такому случиться, что Сахай выставил эту же картину (подлинник) на аукцион Sotheby. Скандал получился огромный!

На деятельность Сахая обратило внимание ФБР, в котором есть отделы по поиску краденных предметов искусства и по поиску фальшивых произведений искусства.

Независимые эксперты указали на то, что полотно Гогена, выставленное на Christie’s, является подделкой. Настоящая картина Гогена была продана за 169 тыс.фунтов стерлингов.

Не отличишь, правда?
Ныне в Лондонской Нац.Галерее

Пошла раскручиватья ниточка подделок, и в июле 2005 года Сахай и Санджаби предстали перед судом. Им грозило по 20 лет заточения, но так как Сахай активно сотрудничал со следствием и согласился вернуть деньги владельцам, то его приговорили к 41-месяцу тюрьмы. Сабхай должен был вернуть обманутым коллекционерам 12, 5 млн.долларов.

А «Сиреневая скатерть» Шагала еще не раз продавалась с аукциона. Последняя продажа картины состоялась в 2015 году, и при эстимейте в 1,5 млн.долларов была продана за 2 млн.343 тыс.

Долгая дорога мастера подделок

И еше одно знаковое имя: венгр Элмир де Хори (1905-1976)л (он же Элмир фон Хоури, он же барон Элмир Хоффман, он же Жозеф Дори, он же Жозеф Дори-Бутен). Он представлялся венгром из аристократической семьи, а был венгерским евреем из бедных кварталов Пешта.

Как все начинающие художники страстно мечтал о «великом» в искусстве, учился в Мюнхене и в Париже, но затем вернулся в Венгрию, когда там хозяйничали фашисты Хорти, и загремел в концлагерь, сначала по политическим мотивам, а затем и за гомосексуализм, особо ненавистный борцам за «чистоту расы».

После войны уехал из Венгрии в ставший ему родным Париж, работал над картинами, которые никому не мог сбыть.

Однажды в его мастерской появилась богатая англичанка, которая приняла работу самого де Хори за рисунок Пикассо и купила ее за большую для нищего художника цену в 40 долларов. Потом де Хори случайно узнал, что англичанка перепродала его «Пикассо» за тройную цену.

«Эврика»! Отныне буду рисовать только подделки. На большие полотна де Хори не замахивался, в основном, изготавливал рисунки и небольшие полотна гигантов авангарда – Модильяни, Пикассо, Брака, Вламинка, Боннара и др.

По источникам из Интернета:

Чтобы убедить в истинном происхождении картин, де Хори покупал старые каталоги с картиной нужного художника, затем аккуратно вырезал ее оттуда, рисовал своего «Матисса» или «Пикассо», фотографировал картину и вставлял иллюстрацию обратно в каталог. У покупателя в таком случае не оставалось никакого сомнения, что перед ним оригинал.

На развалах у букинистов он покупает пачку бумаги 30-х гг. и отправляется в турне. Его путь проходит по столицам различных стран – он едет в Брюссель, Осло, Берлин (конечно, Западный), изображает богатого аристократа, расплачивается в самых роскошных отелях рисунками «Пикассо» или «Дюффи», «Вламинка» или «Гогена».

Модильяни от де Хори
Картина самого де Хори 1974 года «Регата», стилизованая под Рауля Дюффи

После войны в 1947 году де Хори, поднакопивший своими подделками денег на переезд, отправляется из обедневшей Европы в сытую Америку. Здесь он представляется венгерским аристократом, богатым арт-дилером, и «впаривает» одну за другой акварели и рисунки «Пикассо», «Модильяни», «Вламинка», «Гогена», «Матисса». Он продал в Америке около 70 своих подделок, и богатым человеком возвращается в Париж.

Его наглость доходит до того, что он продает два поддельных «Пикассо» официальным представителям Пикассо в Америке. Есть версия, что де Хори подделал работу Шагала, а последний, посетив случайно одну галерею, увидел ее прямо перед собой. Последствия этой «встречи» мне найти не удалось.

В 1955 году подделку де Хори обнаруживают в Гарвардском Университете, начинается судебное расследование, и де Хори ускользает в Мексику, но там его арестовывают. В тюрьме он подкупает служителя одной из своих подделок, и бежит в Испанию, где его преследуют за гомосексуализм.

Вернувшись в Париж, де Хори находит двух нечистоплотных арт-дилеров, которые не только «удостоверяют» провенанс картин, но и ухитряются поставить подписи настоящих художников на подделках де Хори.

Надо сказать, что де Хори только изготавливал подделки, их распространение и сбыт взял на себя его любовник, бывший танцовщик Фернан Легро. Он и придумал довольно оригинальную схему дальнейшего одурачивания простаков: вместе с другим своим любовником Лессаром Легро перевозит в чемоданах «произведения» де Хори, представляя их копиями. Таможенники приглашают экспертов, которые подписывают удостоверения о том, что картины подлинные. Легро платит огромных штраф, н картина с таким удостоверением продается намного дороже.

Де Хори стареет, у него теряется блеск стилизации. Его со всех сторон преследуют, да и личная жизнь не удается. В начале 1960-х гг. Легро продает техасскому нефтяному мультимиллионеру Алгуру Медоузу коллекцию подделок де Хори под видом подлинных шедевров Пикассо, Матисса, Модильяни...

Подделка под Пикассо
Одалиска. Подделка под Анри Матисса

Обман раскрывается, но де Хори далеко: он живет на уединенной вилле на острове Ибица. Теперь он рисует работы под своим именем.

В феврале 1972 года знаменитый журнал «Тайм» объявляет де Хори человеком года.

О мистификаторе снимает фильм знаменитый режиссер под названием «Ф как фальшивка», афишу которого я воспроизвожу

Афиша фильма 1974 года

А в 1969 году появляется роман Клиффорда Ирвинга о де Хори. (позже сам Ирвинг попадется на фальшивке, когда опубликует вымышленную биографию скандально известного миллионера Говарда Хьюза).

Де Хори все чаще охватывают приступы депрессии, и в 1976 года он кончает жизнь самоубийством, приняв смертжльную дозу снотворного.

После этого картины самого де Хори становятся предметом купли-продажи и за его произведения любители платят довольно солидные суммы. Но в начале 1990-х годов становится ясно, что кто-то успешно копирует самого де Хори, и его работы перестают поступать в продажу.

Сальватор Дали собрал целую коллекцию подделок под известных художников, в том числе и под себя самого.

Но если вы думаете, что в ХХ1 веке подделок не случается, то вы ошибаетесь.

Из Интернета: В августе 2004 года в испанском городе Сан-Себастьяне открылась выставка-продажа "150 узаконенных подделок известных шедевров". На ней представлены произведения знаменитых живописцев, выполненные лицензированными художниками-фальсификаторами. История "легальных подделок" восходит к 1984 году, когда итальянский архитектор и коллекционер Джузеппе Сальцано приобрел на аукционе картину Джордже Де Кирико "Площадь Италии", которая оказалась подделкой. Сальцано был настолько поражен мастерством художника-фальсификатора, что долго разыскивал его и нашел. Им оказался 75-летний Антонио Маззиз, который рассказал коллекционеру, что вынужден подделывать полотна мастеров, так как не знает иного способа заработать на жизнь. Сальцано устроил выставку подделок Маззиза. которая имела огромный успех. Затем коллекционер создал галерею "Питти Арте". на которую сейчас работают 48 художников. Министерство культуры Италии выдает этим работам соответствующие сертификаты. А покупатели этих произведений получают гарантию, что эти полотна являются "уникальными работами, уважающими манеру и технику оригинала и следующими им". Среди клиентов галереи "Питти Арте" были, в частности, принцесса Диана, Фрэнк Синатра, Арнольд Шварценеггер, Антонио Бандерас.

На выставке в Сан-Себастьяне экспонируются и продаются подделки "Мадонны" Рафаэля, "Подсолнухов" Ван Гога, портретов Веласкеса, "Весны" Боттичелли, "Балерин" Дега, "Бульвара Монпарнас" Писарро и др. Картины стоят от 1 до 30 тысяч евро.

В 2002 году на экраны вышел фильм «Фрида», в котором рассказывается о жизни и судьбе мексиканской художницы Фриды Калло (жены художника-революцинера Диего Риверы). Интерес к творчеству художницы резко возрос, и на сегодняшний день эксперты обнаружили более 50 подделок картин Калло.

Можно было бы еще много рассказывать об этой отрасли мошенничества, но, думаю, довольно.