Мозаика прошедших дней

Наталии Киселевой

Новая глава

"Пропавшая" выставка

Надо отдать справедливость – разбазаривание русского художественного наследия началось немного раньше, чем случился «судьбоносный Октябрь» 1917 года. И примером тому – «пропавшая выставка», о которой у нас пишут мало и как-то расплывчато.

В 1903 году исполнялось сто лет знаменитой «Луизианской покупки» - у наполеоновской Франции, которой не хватало денег на борьбу с Англией, американскому правительству удалось купить огромную территорию бассейна реки Миссисипи, на которой сегодня располагаются восемь полных штатов и пять неполных штатов Америки.

Белым цветом на карте США выделена «Луизианская покупка» 1803 года.

Всемирную выставку, приуроченную к этой дате, решили провести в городе Сент –Луис, штат Миннесота, где в озере Итаска берет начало самая большая река Северной Америки Миссисиппи, вдоль которой и располагались земли «Луизианской покупки». В моей первой книге «Одеяло из лоскутков» есть глава «И на грош купили пятаков...», где подробно говорится об истории этой покупки.

Из-за ряда причин открытие выставки пришлось сдвинуть на май 1904 года, а продлилась она до 1 декабря 1904 года. Американцы решили поразить весь мир грандиозностью затеи. Было построено 1500 зданий-павильонов, по ним нужно было ходить не менее недели, чтобы все обойти. Здания были построены из гипса, что предполагало их временное использование, но нет ничего постояннее, чем временное, - до сих пор два павильона этой выставки заняты Художественным и Историческим Музеями города Сент-Луиса.

Главная площадь выставки.
Обший вид экспозиционных павильонов.

Был заявлен и Русский павильон. Россия не могла похвастаться таким количеством внедренных изобретений, как наиболее передовые страны того времени, но зато невероятное духовное богатство – вот что могла представить Россия. Была собрана выставка из 600 работ русских художников, среди которых были и современные художники И.Е.Репин, А.Н.Бенуа, Б.М.Кустодиев, В.М. Васнецов, Н.К.Рерих, М.А. Врубель и др. Выставка была одновременно и ярмаркой, так что художники надеялись не только представить себя в Америке, но и получить ощутимое денежное подспорье, необходимое для их дальнейшей работы.

Художественный павильон выставки. Ныне Художественный Музей г.Сент-Луис, Миссури.

Так как правительство не хотело заниматься подготовкой к выставке, то передоверили ее организацию петербургскоу меховщику, «поставщику двора его Императорского Величества», Э.М.Гринвальду (его в разных источниках называют Грюнвальдом, Гринбальтом и т.п.), оказавшимся первоклассым авантюристом. Но художники, считая, что у него стотысячные капиталы, доверяли ему картины на 3-4 тыс.рублей и более без боязни. В частных договорах с художниками Гринвальд оговаривал, что в случае продажи картин 70% получает художник, 30% получает как комиссионные сам Гринвальд. Он отправил картины в Америку на СВОЕ ИМЯ, т.к. знал, что в США собственностью является то, что принадлежит ИМЕНИ.

На выставке в Сент-Луисе были представлены как художники первого ряда, так и малоизвестные ныне художники. Вся выставка оценивалась в 600 тыс.рублей золотом. По окончании выставки все нераспроданные картины были вывезены в Сан—Франциско, чтобы морем отправиться в Россию. Но тут случилось неожиданное - чтобы вывезти картины в Россию, надо было ИМЕНИ заплатить большую пошлину, а Гринвальд объявил, что денег у него нет. Картины были арестованы, их гоняли со склада на склад, хранили в совершенно неподобающих условиях.

Вот что писала газета «Петербургские ведомости» в номере 46 от 24 февраля 1905 года.

Судьба картин наших художников в Сан-Луи
«Организацию художественного отдела на Всемирной выставке в Сан-Луи, посвящённой русскому искусству, взял на себя некий, в искусстве неведомый, человек г. Грюнвальд. Он повёз в Америку много работ наших художников. Но вот долгое время от него не было никакого известия, и художники, доверившие ему свои работы, понятно, беспокоились. На днях лишь вернулся поверенный г. Грюнвальдта и заявил всем участвовавшим художникам, что все картины проданы в Америке. Все, до малейшего этюда. Если этот слух верен, то это отлично. Жаль только, что тогда попали за границу превосходные этюды Н. К. Рериха «русские древности», место коим — в Русском музее. Уже, кажется, и переговоры шли с одним из наших музеев, а тут «куплено в Америке»

Императорское Общество поощрения художеств через своего секретаря художника Н. К. Рериха обратилось на днях к русскому послу в Америке барону Розену с просьбой: не отказать в сообщении сведений относительно судьбы картин, доверенных русскими художниками г. Грюнвальду, устраивавшему частный русский художественный отдел на бывшей выставке в С. Луи и затем своевольно организовавшему выставки этих картин в Чикаго и других городах Соединённых Штатов. По частным сведениям художников, большая часть этих картин уже продана, между тем, авторы их не получили до сих пор ни копейки. В настоящее тяжёлое время, переживаемое русским искусством, подобное отношение «антрепренёра» поставило многих художников в безвыходное положение.

Ей вторят петербургские газеты уже в 1906 году
Санкт-Петербургские ведомости. 1906. 4/17 января. № 3. Среда. С. 4
Так же: Петербургская газета. 1906. 7 января. № 6. Суббота. С. 4.

Печальная история с картинами
Императорское Общество поощрения художеств 6 февраля получило от русского посольства в Вашингтоне ответ на запрос Общества относительно судьбы картин русских художников, доверивших свои произведения устроителю частного русского художественного отдела на бывшей Всемирной выставке в С.-Луи г. Грюнвальду, не возвращающего художникам ни картин, ни денег. Барон Розен пишет, что он был почётным председателем на перенесённой г. Гринвальдом выставке из С.-Луи в Нью-Йорк, но о дальнейшей судьбе её и дне закрытия ему ничего не известно. Г[-н] Гринвальд заявил лишь послу, что он не продавал ни одной картины, и о возвращении их художникам не может быть и речи до тех пор, пока он не вернёт своих расходов. Многие художники доверились на очень крупные суммы: так, проф. М. Г. Сухоровский отправил в Америку картин на 38 т. руб., В. Е. Маковский на 30 т. р., Н. К. Рерих на 14 т. р. и т. д. В общем, в это предприятие, являющееся почти безнадёжным для художников, ими дано художественных произведений на 400 т. руб.

Прошло несколько лет. Президент США Вильям Тафт приказал продать картины на аукционе. Большинство из них (все картины Рериха) купил житель Окленда (предместья Сан-Франциско) Фрэнк Хэвен, владелец галереи «Пьедмонт». Так некоторые из них попали в Музей г.Окленда, а оттуда – в Университет Брендайз, что под Бостоном, и в Музей Николая Константиновича Рериха.

Картина Н.К.Рериха «Печоры.Вход в монастырь» 1903 г.

Одна из этих картин, интересная тем, что архитектурные этюды писались на фанерных досках, а картина которую вы видите выше, написана на довольно большом холсте. Утерянная около 115 лет тому назад картина нашлась в Лондоне на аукционе дома McDughal, специализирующем на продаже именно русского искусства. Эту картину Николай П повелел купить для Русского Музея, но художник хотел ее показать в Европе, а потом и отправилась (картина) в США, где благополучно затерялась (была продана Гринвальдом).

Итак, картины разлетелись по всей Америке, а художники не получили ни копейки. Царское правительство палец о палец не ударило, чтобы вернуть картины в Россию. Общество поощрения художников пыталось помочь по инстанциям, но бюрократическая волокита просто «потеряла» выставку еще раз. Тогда художники обратились непосредственно к царю. Он начертал резолюцию «Художникам надо помочь», но когда художники пришли в Министерство финансов, то министр проявил чудеса блудословия и лицемерия: «Да, сказано, надо помочь, но нигде не сказано, что надо помочь деньгами».

Николай Константинович Рерих представил на выставку самую внушительную коллецию из 75 работ. Незадолго до этого он со своей женой путешествовал по Северу России, запечатлевая архитектурные красоты монастырей, церквей, скитов Новгорода, Пскова, Валаама, У него родилось несколько картин исторического быта славян, также вошедшие в коллекцию, отобранную для выставки в Сент-Луисе.

Показанные незадолго до этого на выставке в Петербурге и в Москве «Этюды русской старины», картины вызвали желание правительства купить всю серию для Русского Музея в Петербурге, но началась русско-японская война, намерение это не осуществили, и вся серия отправилась в Америку.

«Строят ладьи» 1903 г.
«Ярославль. Вход в церковь Николы Мокрого» 1903

Надо добавить, что многие из исторических зданий, показанные на картинах, уже не существуют – они погибли во время Великой Отечественной войны

Особенно примечательна была картина «Сходятся старцы». Она была написана в 1898 году и относится к серии «Варяги и славяне». Одна из картин этой серии «Гонец» была куплена П.М. Третьяковым. «Сходятся старцы» была написана в трех вариантах. Один из эскизов НК.Рерих подарил своему брату Борису Константиновичу, другой попал в Русский Музей в Петербурге, а третий оказался в США. И вот о нем-то и наш рассказ.

Перед выставкой эта картина была частично переписана – из нее исчез идол, который есть в других вариантах картины. В каталоге выставки картина была сопровождена народной былиной.

Картина в 1916 году была в коллекции Художественного Музея Сан-Франциско, а затем загадочным образом исчезла.

Более полувека о судьбе картины не было известно. Но затем она «всплыла» самым неожиданным образом. Рассказывает директор Музея Рериха в Нью-Йорке Даниел Энтин:
«Солнечным днём, несколько лет тому назад, один молодой человек ехал в трамвае по улицам калифорнийского города Оклэнд, лениво глядя в окно. В какой-то момент трамвай остановился, и молодой человек увидел из окна застеклённые стены склада, полного всевозможных предметов. Прямо за стеклянной стеной он мог рассмотреть оборотную сторону какой-то очень большой картины.

Что-то (он не знает, что) заставило его немедленно выйти из трамвая и поспешить на склад, чтобы попытаться взглянуть на картину. Он попросил разрешения и получил его. Подойдя к картине, он попытался отодвинуть её от стены, к которой она была прислонена. Вот как он сам описывает этот момент:

— Я наклонил картину, чтобы увидеть хотя бы один её угол, — и немедленно узнал "рериховский камень". Я был поражён, так как я всегда любил искусство Рериха, восхищался им и хорошо его знал. Когда я отодвинул от стены всю раму, я увидел огромное великолепное полотно на тему Древней Руси. Молодой человек пошёл к администратору и спросил, почему картина находилась на складе. Ответ был ещё более поразительным, нежели сама находка: "О, это всего-навсего мусор. Всё это пойдёт завтра утром на городскую свалку". Конечно, наш молодой человек пришёл в ужас и немедленно спросил, не может ли он каким-то образом приобрести эту картину. И, может быть, благодаря его улыбке, а может, почему-то иному, он получил картину. Он поехал домой, срочно сделал деревянную раму для своего автомобиля и вернулся, чтобы забрать картину домой.

Итак, этот молодой человек — его имя Тим Минси — волей судьбы оказался посредником, через которого произошло спасение картины "Сходятся старцы", очень важной и чрезвычайно ценной работы Н. К. Рериха. Он повесил её на стену своей гостиной. Полотно едва-едва поместилось на стене и своим присутствием подавляло всю комнату. Несколько месяцев спустя он начал чувствовать большое неудобство, картина доминировала над всей домашней жизнью его семьи, и он попытался каким-то образом либо продать, либо подарить её кому-то. Его усилия не пропали даром: он позвонил в наш музей, рассказал всю историю и спросил, не согласимся ли мы взять у него картину. Мы были вне себя от радости, узнав о таком открытии, и без колебания согласились принять картину, хотя и знали, что не сможем повесить её в нашем музее. Она была достаточно мала, чтобы пройти в дверь музея, но слишком велика, чтобы выставить её. Но, по крайней мере, мы участвовали в её спасении и могли попытаться сохранить её.

В то время послом России в ООН был Юлий Михайлович Воронцов, друг нашего музея и поклонник творчества Н. Рериха. Мы обратились к нему с предложением повесить на время картину в русской миссии при ООН, и он охотно согласился. Итак, полотно было доставлено из Калифорнии прямо в российскую миссию в Нью-Йорке. После этого мы пригласили необычного человека для реставрации картины "Сходятся старцы". Кирилл Михайлович Катков, происходивший из хорошо известной в дореволюционной России семьи издателей, был знаком с живописью Рериха всю свою жизнь. Будучи помощником Билибина в Париже после революции, он выработал свои собственные приёмы и технику как художник и как реставратор. После переезда в Соединённые Штаты он часто помогал нам в музее. Его понимание мышления и стиля Рериха было безошибочным, и для него реставрация рериховских картин была самым любимым делом.

Полотно было в ужасном состоянии. Масляная краска почти полностью отделилась от холста. К счастью, Рерих написал эту картину таким толстым слоем краски, что этот слой мог держаться сам по себе, без поддержки основы. Сейчас мы можем быть только благодарны ему за это!

Надо было заменить ветхий холст, перенести картину на новый холст и починить изношенные и порванные места. Всё это было сделано. У Каткова была возможность изучить ранние наброски и репродукции картины и таким образом восстановить те части её, которые были очень повреждены или даже совсем разрушены. Затем полотно было повешено на стене большого приёмного зала, где все посетители могли его видеть и восхищаться им.

***************************************************

 

Рериху вообще не везло с собственными картинами. Вот еше один факт, уже более позднего времени. В Бостонском Университете Брендайса хранится более 100 работ знаменитого русского художника Николая Константиновича Рериха. Как они туда попали?

История эта долгая и некрасивая. Правой рукой художника, управляющим всеми его делами был некто Луис Хорш. Он был удачливым и очень богатым брокером на Нью-Йоркской бирже. Он управлял имуществом фонда Рериха, когда семья Рерихов путешествовала по Европе и Азии. Пятнадцать лет длилась дружба Хорша и Рериха, и за это время Хорш вложил более 1 млн. долларов - платил старые долги Рерихов, покупал его картины, помог построить здание-небоскреб Фонда Рериха – Мастер-билдинг, оплатил обучение Святослава Рериха в Гарвардском Университете, оплатил первую экспедицию в Гималаи, при этом оговорив право закупки всех картин, написанных в экспедиции.

Между тем, в последний приезд Рериха в Америку в 1933 году, между Рерихом и Хоршем пробежала черная кошка, они серьезно поссорились, и Хорш решил, что имеет право на имущество Фонда, в частности на картины Н.К. Рериха. Он их продал на аукционе, и известно, что более 100 работ купил Университет Брендайс. Оказалось, что среди этих работ находится и «Сокровища Ангелов» (1905 года), с 1935 года считавшаяся утерянной.

Но вернемся к пропавшей выставке.

Постепенно стали появляться и другие работы из коллекции выставки в Сент-Луисе. Интересно, что картины Репина, Бенуа, Кустодиева, Врубеля на появляются. Но работы художников «второго ряда» довольно часто стали всплывать на аукционах и продажах.

Картина художника Денисова-Уральского «Лесной пожар» оказался у бизнесмена Буша из Далласа, наследники которого (уж не Президенты ли США?!) сделали благородный жест и передали картину Национальному гуманитарному фонду, и в 1979 году в посольстве СССР в Вашингтоне председатель Национального гуманитарного фонда вернул картину на родину.

В свою очередь Министерство культуры СССР приняло решение предать ее в коллекцию нового музея, открытого тогда в Сибири. И в 1979 году в посольстве СССР в Вашингтоне председатель Национального гуманитарного фонда вернул картину на родину.

Так в 1982 году полотно оказалось в Томском Художественном Музее.

В США картина пользовалась успехом.

Картины, купленные по дешевке Фрэнком Хейвеном из Окленда, Калифорния, и сегодня выставлены с торгов на больших и малых аукционах, и находят своих покупателей.

На аукционе Jackson’s г.Седар Фоллс, штат Айова, проходившем 18-19 мая 2010 года, в русском разделе была выставлена под номером 227 картина Генриха Генриховича Шмидта с выставки в Сент-Луисе «Вход в церковь Св.Иоанна Богослова в Ростовском Кремле». Картина весьма подражательна архитекурным этюдам Н.К.Рериха. Картина была продана за 8 тыс.400 дол.

На аукционе Bonhams в Лондоне 30 мая 2012 года под номером 19 была выставлена картина Ивана Августовича Вельца «Сосновый лес». Сюжет также не оригинален, напоминает картины Ив.Ив.Шишкина. Картина была продана за 48 тыс.716 дол.

На этом же аукционе в 2015 году под номером 9 была выставлена картина Н.А.Шабунина «После жатвы», которая значится в каталоге выставки в Сент-Луисе под номером 240. Картина оценивалась от 60 до 90 тысяч долларов.

В газете «Лехаим» 1 мая 2014 года было опубликовано интервью Анатолия Беккермана, владельца успешной нью-йоркской галереи “ABA gallery” под названием «Искусство собирать», в котором, в частности, говорилось:

Например, «Летний вечер» Борисова-Мусатова. Любопытна история этой работы: звонит мне как-то арт-дилер и предлагает полотно Борисова-Мусатова, большое. Я-то не против, но это большая редкость — когда вы видели метрового Борисова-Мусатова? Акварель недавно была, ушла за полтора миллиона, но масло, да еще такого размера… Звоню товарищу в Москву, рассказываю — он начинает смеяться. Но мне присылают фотографию этой картины и каталог выставки 1904 года в Сент-Луисе, где было четыре работы Борисова-Мусатова, и это одна из них. Некая семья купила, повесила на стенку. И я купил у них.

Жаль только, что картины под таким названием в каталоге работ Борисова-Мусатова не нашла. Есть «Осенний вечер» и «Летняя мелодия». Но, правда, картины, которые остались за границей, в этих каталогах не упоминаются. В поисковых системах на английском языке картина под названием «Summer evening” также не значится.

*********************************************

 

А вообще тема пропавшей выставки требует настоящего художественного исследования, на каковое я не претендую. Так, «картинки с выставки».