Мозаика прошедших дней

Наталии Киселевой

Новая глава

Путешествие "за Фаберже"

С хорошей русской живописью, с живописью передвижников, художников ХУШ века, с интересными работами «Мира искусств» американцы знакомы слабо, хотя в последние годы на аукционах появляется огромное количеств о живописных картин русских художников, как реалистов, так и авангардистов, и продаются они за огромные деньги. Но спрос на них скорее со стороны русских олигархов, чем американских богачей.

С декоративно-прикладным искусством России американцы знакомы не в пример лучше. Особый интерес вызывает роскошь и пышность императорского быта.

В 1921 году Арманд Хаммер купил потертые дорожки из Зимнего Дворца и в США пошил из них тапочки. Эти ковровые тапочки разлетелись в мгновение ока – их раскупили в память о зверски убитом императорском семействе.

Поэтому наибольший интерес до сих пор вызывают в музеях работы Карла Фаберже и его блестящих мастеров, особенно работы для царской семьи. Цитата из моей второй книги «Опавшие листья истории»:

Фаберже был русским иностранцем, но русским более, чем иностранцем. Он родился, жил и умер бы в России, если бы не большевики, от которых он убежал в чем был, в пальто и в шляпе, но, конечно, захватив саквояж с драгоценностями. Умер он в Швейцарии в 1920 году, но долгую жизнь – с рождения до 74 лет – он провел в Петербурге, часто наезжая в свои фабрики-магазины в Москве, Киеве, Одессе, Лондоне, путешествую по музеям и галереям мира, подпитывая свое воображение шедеврами мирового искусства.

Родословное древо рода Фаберже восходит к французским протестантам-гугенотам, бежавшим от преследований католиков в Германию. Столетием позже, при Екатерине П, они оказались в России. Были они часовщиками и ремесленниками. Ювелирным ремеслом занялся Густав Фаберже, открыв в 1843 году небольшой магазин в Петербурге. Спустя три года родился его первенец Питер Карл, которому предстояло стать одному из самых знаменитых ювелиров мира.

В 1867 году, в 24 года, он стал главой бизнеса, и поставил его с размахом и изобретательностью. Постепенно его чарующие произведения привлекли внимание приближенных императора, и вскоре он получает титул Поставщика двора его Императорского Величества.

Но настоящая слава пришла к нему позже, в 1884 году, когда царю Александру Ш пришла в голову идея подарить жене к Пасхе яйцо, но ювелирное и с сюрпризом.

Вообще яйцо, абсолютно совершенное по форме и несущее внутри себя новую жизнь, еще с древности являлось превосходным символом возрождения, но особенно в русской православной традиции яйцо рассматривалось как символ воскрешения, возрождения и обновления, поэтому на Пасху все православные обменивались крашеными, разрисованными, деревянными. металлическими яйцами.

Русским царям оставалось только придать этому обычаю оттенок имперской роскоши, и к каждому празднику Пасхи царь заказывал у Фаберже яйцо из драгоценных и полудрагоценных камней с сюрпризом: миниатюрными каретой, корабликом, поездом – внутри. Первое яйцо 1885 года было гладким, белым, яйцеобразной горизонтальной формы, внутри была золотая курочка, в которой находилась маленькая рубиновая корона. Императрица была так восхищена, что попросила мужа каждый год дарить ей нечто подобное, но год от года яйца становились все более роскошными, удивительными и изысканными.

Здесь сказался неповторимый талант и вкус самого Фаберже - каждое было удивительно красиво и уникально. Всего Домом Фаберже (а у него работало более 500 чел.) между 1884 и 1917 годом было создано не то 54, не то 56 таких «императорских» яиц. Десять из них были заказаны императором Александром Ш в подарок жене, а остальные 46 заказаны Николаем П. Поддерживая традицию отца, он дарил на Пасху яйцо не только жене Александре Федоровне, но и матери – вдовствующей императрице Марии Федоровне.

Специально для этих яиц была разработана особая техника волнистой эмали, которая совершила переворот в ювелирном искусстве, и сделала имя Фаберже известным в Европе и даже в Америке. Изготовление каждого яйца занимало практически год. Как только эскиз, разработанный самим Фаберже, был утвержден, за работу бралась целая команда ювелиров фирмы, имена некоторых из которых сохранились. Особенно велик вклад мастера Михаила Перхина, изготовителя многих яиц.»

Многие яйца были изготовлены по эскизам самого Фаберже его мастерами, которые имели право ставить свое имя на изготовленном изделии. Одним из самых прославленных был Михаил Перхин.

Мастер-ювелир Михаил Перхин
Императрица Мария Федоровна (1847-1828)
Жена Александра Ш
Императрица Александра Федоровна (1872 -1918)
Жена Николая П

Вслед за императором, стали заказывать у Фаберже яйца и частные лица.

Упоминающиеся в данной статье императорские яйца я лично видела и показывала в различных музеях США. Те, которые я не видела, я не упоминаю. На это есть Википедия.

Итак, всего было изготовлено 71 яйцо для различных лиц, дошло до нашего времени 65. Императорских яиц, по сведениям Википедии было, изготовлено 54 яйца, из которых 48 известны. Из этих изделий Фаберже в США находится 13 яиц, но в различных музеях выставлены и множество изделий Фаберже, не связанных с императорским домом.

Тема для настоящей монографии, я же ограничусь перечислением работ Фаберже, созданных для царской фамилии. Я их видела своими глазами тогда ,когда коллекция Малькольма Форбся не была продана Виктору Вексельбергу, а о Музее Фаберже в Петербурге еще и не мечтали.

Попутешествуем немного по американским музеям, где выставлены императорские пасхальные яйца Фаберже.

МУЗЕЙ ХИЛЛВУД В ВАШИНГТОНЕ

Огромная и очень-очень интересная коллекция русского декоративно-прикладного и церковного искусства, а также прекрасное собрание русских картин в собрании музея ХИЛЛВУД, в Вашингтоне. Об этом музее и его хозяйке Марджори Пост я рассказываю дальше, в статье «Русская дача» или «Маленький Эрмитаж». А зздесь речь пойдет о работах Карла Фаберже в этом музее.

Но пока цитата из моей же статье о музее Хиллвуд.

«В коллекции Марджори Пост огромный интерес вызывают 90 предметов работы Карла Фаберже и его мастеров. Но гордостью коллекции являются два императорских яйца – «Екатерина Великая», подаренное Николаем Вторым матери императрице Марии Федоровне на пасху 1914 года.

Сохранились только изображения утраченного «сюрприза»

Его еще называют яйцом «Гризайль» или «Яйцо с розовыми монограммами». К сожалению, сюрприз – механические носилки с самой Екатериной, которые двигались, – утрачен.

Но в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге, устроенном в Шуваловском дворце, хранится миниатюрный портшез в стиле Людовика XV (мастер Михаил Перхин). Он не похож на изображение утерянного портшеза с Екатериной Второй, но для чего-то он сделан...

Михаил Перхин синяя эмаль, розовое золото, бриллианты, бархат

Второе яйцо было заказано новым императором, любящим сыном, Николаем П в 1896 году, для своей матери, привыкшей за десятилетие к подобным подаркам. Изделие украшено инициалами Марии Фёдоровны и умершего Александра III, которые повторены по 6 раз. Сюрприз утерян. Вероятно, содержало 6 портретных миниатюр, поэтому называется «Портреты Александра Ш».

Считается одним из самых красивых и изящных творений мастера-ювелира Михаила Перхина. Сделано из розового золота, украшенного синей «гильошной» эмалью, бриллиантами, монограммами, внутри уложено синим же бархатом.

Из истории яйца: После революции 1917 года оно было передано в Оружейную палату Кремля. В 1920-х годах оно было продано властями России парижскому ювелиру. Было в собственности мисс Берчиэлли в Италии. В 1949 году приобретено Марджори Пост, наследницей General Foods В 1973 году после её смерти, по завещанию, вся её коллекция была передана в дар музею Хиллвуд (из материалов Википедии)

Марджори Пост вместе со своим мужем-послом США в СССР в 1936-1938 гг. была в Москве, где по комиссионкам и запасникам музее за гроши купила огромную коллекцию русского искусства.

Привезя ее в Вашингтон, она потратила большие деньги на реставрацию испорченных риз, икон, фарфора и т.д. и все это выставила в своем имении Хиллвуд.

Помимо розового и синего императорских яиц, в музее Хиллвуд есть и другие произведения фирмы Фаберже.
Здесь хранится и замечательная коллекция русских древних икон, спасенная от Истребления миссис Пост-Девис

Будете в Вашингтоне – непременно побывайте в Музее «Хиллвуд», коллекции русского искусства там – невероятные, лучшие за рубежом.

Интерьеры Музея Хиллвуд

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ В ВИРДЖИНИИ

Наша следующая остановка в г.Ричмонде, столице штата Вирджиния. В Художественном музее штата находится пять императорских пасхальных яиц Фаберже, и множество предметов этой фирмы. История этой коллекции такова:

В 1933 Лилиан Пратт, жена одного из руководителей автомобильного гиганта General Motors, купила в Нью-Йорке изделие фирмы Фаберже, которое изумило ее тонкостью работы и необычностью стиля. Она стала упорно разыскивать работы этой фирмы, и, наконец, не без корыстной помощи Арманда Хаммера, стала обладательницей пяти императорских пасхальных яиц, что является крупнейшей коллекцией за рубежом. В 1947 году Лилиан Пратт передала всю коллекцию родному штату. Жаль только, что увидеть их все долго не удается – они путешествуют с передвижной выставкой по Юго-Восточной Азии.

В Вирджинийском Художественном музее находятся следующие маленькие шедевры Фаберже:

1. Яйцо «Царевич» 1912 г.

Неверотно красивое яйцо, выполненное знаменитым мастером Хенриком Вингстемом из ляпис-лазурита, украшенное золотыми рельефами, с сюрпризом в виде портрета цесаревича Алексея Николаевича. Сюрприз был утерян, но где-то и когда-то была сделана копия, которую вы и видите. Известно, что мальчик был болен неизличимой болезнью гемофилией, и несколько раз он был на грани смерти. Спасал его Распутин. Именно за это царица была привязана к одиозному старцу. Пасхальное яйцо 1912 года и было выполнено как подарок царя царице после одного такого приступа цесаревича.  

2. Яйцо, посвящённое первому русскому императору Петру Первому 1903

Яйцо в стиле рококо, было изготовлено прославленным мастером Фаберже Михаилом Перхиным из платины , рубинов, бриллиантов. В 1903 году исполнилось 200 лет со дня основания Петербурга. В честь этого события и было заказано это яйцо, подаренное Николаем П своей жене Алексаандре Федоровне.

Сюрприз – модель Медного всадника из сапфира и золота - поднимался, когда открывали крышку яйца. Интересно, что существует легенда о том, что вражеские силы никогда не войдут в Санкт-Петербург до тех пор, пока Медный всадник стоит в центре города.

3.Имперское яйцо, повящённое Красному Кресту 1915

Шла Первая Мировая Война, и пахальное яйцо должно было быть «патриотическим». Довольно простое и малоукрашенное яйцо «Красный Крест» было выполнено мастером Хенриком Бигстремом. Царь подарил это яйцо матери императрице Марии Фёдоровны, которая служила в Красном Кресте в 1877 году во время Русско-Турецкой войны, а в в 1915 году была президентом этой организации в России. 

Сюрприз представляет из себя складную гармошку из пяти овальных миниатюрных портретов женщин из Дома Романовых в форме Красного Креста - Великой Княгини Ольги Александровны, сестры Николая Второго, Великой Княгини Ольги Николаевны, старшей дочери императора, Царицы Александры Фёдоровны, Великой Княгини Татьяны Николаевны, второй дочери царя, и Вeликой Княгини Марии Павловны, двоюродной сестры царя.

4. Императорское яйцо «Пеликан» 1898 г.
Яйцо «Пеликан»

В 1897 по заказу Николая Второго для матери вдовствующей императрице Марии Федоровне фирмой Фаберже было сделано яйцо, получившее свое название по фигурке пеликана, сидящего наверху яйца. Пеликан – это символ благотворительности. В 1897 году исполнилось сто лет со дня начала патронирования дамами из императорской семьи институтов для сирот.

Созданное Михаилом Перхиным из красного золота, бриллиантов и жемчуга, яйцо распадается на 8 складных миниатюр на слоновой кости, обрамленных жемчугов, с изображением институтов, патронируемых Марией Федоровной.

5. Хрустальное Яйцо или "Яйцо с вращающимися миниатюрами" 1896 г.

Это довольно простое яйцо былo создано в 1896 году для императрицы Александы Фёдоровны работником фирмы Фаберже Михаилом Перхиным из горного хрусталя. Датским художником-миниатюристом Йохaннесом Зенграфом внутри яйца были созданы картинки дворцов, где императрица жила или гостила, включая Зимний Дворец, Дворец Аничкова, а также дворец детства императрицы в немецком городе Дaрмштадте. 

Но фирма Фаберже была известна далеко не только своей пасхальной серией. Это была большая ювелирная компания с широким ассортиментом продукции. И это представлено в Вирджинийском Художественном музее, в коллекции Лилиан Пратт

Фирма выпускaла церковную атрибутику, т.е. оклады для икон.

В музее представлены две иконы работы фирмы Фаберже - "Иверская икона Божьей матери" и "икона Святого Спасителя" , которые вы видите на снимке.

Интересно, что в музее представлены не только работы фирмы Фаберже, но и фирм-конкурентов, выпускавших интересные изделия, фирмы Павла Овчинникова, Немирова-Колодрина, Карла Хана.

Также в музее представлены работы фирмы известного русского эмальера немецкого происхождения Фёдора Рюкерта, часто сотрудничавшего с московским офисом Фаберже и часто цитирующего работы Васнецова и Билибина 

Шкатулка с картиной В.Васнецова «Витязь на распутье»
Шкатулка с картиной В.Васнецова «Иван-царевич на сером волке»
Посуда фирмы Рюкерта

Также фирма Рюкерта изготовляла посуду в псевдо- старо-русском стиле. 

Работы Фёдора Рюкерта входили в коллекцию русской эмали ньюйоркских любителей европейского искусства супружеской пары Риты и Джерома Гансов. После смерти мужa 1996 Рита Ганс безвозмездно передала свою коллекцию музею в Ричмонде.

ФАБЕРЖЕ В МУЗЕЕ СЕМЬИ УОЛТЕРС В БАЛТИМОРЕ

В музее семьи Уолтерс в Балтиморе хранится небольшая, но достойная коллекция работ Фаберже, украшением которой являются два императорских пасхальных яйца.

Некоторые изделия Фаберже американец Генри Волтерс купил в 1900 году, побывав в Санкт-Петербурге и Москве, ни императорские яйца он там купить ну никак не мог. Появлению этих яиц в коллекции предшествовала следующая история:

В конце 20-х годов в Париже открыл свою антикварную лавку некий Александр Половцев. У него выставлялись уникальные сокровища, к нему приносили на продажу остатки коллекций драгоценностей представители русской аристократии. Но откуда были основные его вещи, например, яйца Фаберже? Оказывается, в 1918 г. Алексадр Половцев был первым народным комиссаром только что национализированного Гатчинского царского дворца, ну и сумел вывезти его сокровища за границу, где и преуспел в их торговле.

Волтерс купил у него два знаменитых императорских яйца.

Одно из них под названием «Гатчинский Дворец» было куплено у Фаберже за 5 тыс.рублей и подарено на Пасху 1901 года вдовствующей императрице Марии Федоровне ее сыном императором Николаем П.

Яйцо «Гатчина» 1901 года

Внутри мастером Михаилом Перхиным сделана модель Гатчинского дворца, когда-то построенного Екатериной Второй для Григория Орлова, выкупленного наследником престола Павлом 1, будущим императором, и ставшим его излюбленной резиденцией.

В конце Х1Х века Гатчинский дворец становится летней резиденцией вдовствуюшей Императрицы Марии Федоровны, жены Александра Ш.

Вот для нее и сделал «сюрприз» внутри нарядного яйца несравненный мастер Михаил Перхин. Модель показывает не только сам дворец, но и флагшток с императорским штандартом, и памятник Павлу 1, и сад при дворце.

До самой революции яйцо хранилось в Аничковом дворце в Санкт-Петербурге, в 1920 году все сокровища Аничкова дворца были проданы на аукционе в Париже. Это яйцо купил известный русский антиквар Александр Половцев, а у него в 1930 году купил Генри Уолтерс. Яйцо он передал в готовящийся к открытию Музей семьи Уолтерс, украшением коллекции которого оно и является, равно как и другое яйцо Фаберже, которое называют «Яйцом с решеткой и розами».

На пасху 1907 года император Николай П подарил супруге это яйцо, отмечая третью годовщину рождения наследника русского престола Алексея. Яйцо – тончайшая работа ювелира Вигстрема из мастерской Фаберже. Оно из золота с нанесенной на него эмалью «гильоше» бледно-зеленого цвета. На эмаль нанесена сетка из средних бриллиантов и чудесных эмалевых же роз.

За работу заплатили из средств Кабинета царя 8400 рублей.

Внутри должен быть миниатюрный медальон с портретом маленького царевича, но «сюрприз» утерян.

Яйцо повторило судьбу предыдущего – хранилось в Аничковом дворце, продано ювелиру и коллекционеру в Париже Александру Половцеву, в 1930 году продано Генри Уолтерсу, а тот его передал в Музей своего имени, где оно выставлено и сегодня.

«Зимнее яйцо» 1913

Но есть одно яйцо, которое мы вряд ли увидим в музее. Это «Зимнее яйцо» Фаберже

В 1994 году на аукционе Кристи в Женеве был аншлаг – продается яйцо Фаберже, которое не выставлялось более 50 лет! Говорят, когда яйцо вынесли в торговый зал, все встали.

Оно было не только прекрасно – оно было уникально: представьте себе работу с тончайшим горным хрусталем, украшенную 1300 бриллиантами с добавлением лунного камня и платины. В основании как бы тающая льдинка из алмазов и платины.

Внутри, как всегда, находится сюрприз - платиновая корзиночка с белыми нарциссами, выполненными из платины, золотого и белого кварца, нефрита и зеленого граната. Совершеннп изумительная работа!

Яйцо было подарено Николаем II своей матери императрице Марии Фёдоровне на Пасху 1913 г., юбилейного для династии года. Из-за сложности работы Фаберже были заплачены огромные по тем времемнам деньги - 24 тыс. руб. Его провенанс таков:

«Зимнее яйцо» было продано в 1927 году за 500 фунтов стерлингов английскому торговцу по фамилии Сноумен Вартски, английскому дилеру Фаберже. Потом переходило из рук в руки в среде английской аристократии, пока не умер последний владелец – лорд Леденбрук в 1975 году. И яйцо исчезло. Двадцать лет о нем ничего не знали, пока в 1994 году не обнаружили в сейфе банка, и тут же наследники выставили его на продажу.

Яйцо Фаберже было продано на аукционе за рекордную по тем временам сумму 5,5 млн долл. Тогда ни одно ювелирное изделие не стоило на аукционах таких денег. Купил его американец.

А в 2002 г. «Зимнее яйцо» было перепродано за сумму, превышающую цену 1994 год почти вдвое, за 9,5 млн долл. Куплено оно было одним арабским шейхом. Сейчас оно находится в Катаре в государственном хранилище.

Художественный Музей Нового Орлеана (штат Луизиана)

3 императорских яйца являются собственностью Фонда Матильды Геддинг Грей (1885- 1971). Были выставлены в Музее Нового Орлеана, гдя я их показывала моим экскурсантам.

Итак, 11 яиц из 52 императорских яиц работы Карла Фаберже были отобраны для продажи через галерею Хаммеров на Запад. Насколько ничтожна была выгода СССР и насколько велика была выгода Хаммеров мы видим из следующего:

В апреле 1930 года яйцо «Датские дворцы» было продано  Хаммеру за 1500 рублей. В галерее Хаммера ювелирное яйцо было выставлено на продажу в 1935 году за $25 000 и быстро затерялось среди частных коллекций. Обнаружилось в коллекции Матильды Грей.

Матильда Грей (1885-1971) была богатой женщиной. Ее отцом был Джон Геддингс, скупивший большое количестцо земли для разведения скота, но вскоре на этой земле была обнаружена нефть и природный газ и семья стала не просто богатой, а очень богатой. После смерти отца, компания отошла не сыновьям, как тогда водилось, а дочери Матильде. Где-то в 1933 году она через Арманда Хаммера познакомилась с творчеством Фаберже, и настолько увлеклась собиранием предметов с клеймом мастера, что ее коллекция считается лучшим собранием Фаберже в США. После ее смерти ее дети создали «Фонд Матильды Грей», которому и принадлежат все предметы Фаберже. Фонд Матильды Грей создал передвижную выставку, и отдают на пять-10 лет лет эти произведения другим музеям. Долгие годы коллекция хранилась в Художественном музее родного штата Матильды Грей Луизианы в Новом Орлеане, затем находилась в музее Чиквуд в Нэшвилле, столице штата Теннесси. Сейчас коллекция экспонируется в музее Метрополитан в Нью-Йорке. Куда далее будет отправлена – пока не сообщается.

Выставка насчитывает 57 предметов фирмы Фаберже, не проходных, а зачастую уникальных работ знаменитого мастера и его мастеров.

Портрет Матильды Грей около 1940 г.

Яйцо «Датские дворцы» вместе с 11 другими было выбрано для продажи за пределы СССР в апреле 1930 года и в том же году было продано Виктору Хаммеру за 1500 рублей. В галерее Хаммера ювелирное яйцо было выставлено на продажу в 1935 году за $25 000, а между февралём 1936 и ноябрём 1937 года оно было продано Николасу Х. Людвигу из Нью-Йорка. Интересно, что яйца «Датские дворцы», «Кавказское» и «Анютины глазки» считались утраченными, и случайно были обнаружены в коллекции умершей в 1971 году Матильды Геддингс Грей (в банковской ячейке). На самом деле между 1962 по 1971 год они находились в частных коллекциях, и исследователи их просто «потеряли».

«Датские дворцы» 1890 года

Яйцо было создано в мастерской Фаберже в 1889-1990 году. Продано императору Александру III весной 1890 года за 4,2 тысячи серебрянных рублей, и подарено им своей супруге, императрице Марии Фёдоровне, на Пасху.

Мария Федоровна была по рождению датской принцессой Марией Софией Фредерикой Дагмарой, и ей приятно было видеть дворцы, в которых она росла.

Из Википедии: Снаружи яйцо оформлено розово-лиловой эмалью, разделённой золотыми полосками на двенадцать секций. Шесть вертикальных линий и три горизонтальные линии инкрустированы огранёнными розой бриллиантами. На каждом из пересечений линий расположены изумруды, а на вершине яйца располагается медальон с листьями, распускающимися вокруг звёздчатого сапфира в форме кабошона. С обратной стороны яйца расположены листья с орнаментами, выполненными при помощи чеканки.

Яйцо имеет механизм открытия для получения 10-панельной ширмы, изготовленной из разноцветного золота с акварелями на перламутре. Все акварели выполнены Константином Крыжицким и датированы 1889 годом. На миниатюрах изображены императорские яхты Полярная звезда и Царевна;  Замок Бернсторф в Копенгагене; Императорская вилла в парке Фреденсборг рядом с замком Фреденсборг; дворец Амалиенборг в Копенгагене; замок Кронборг в городе Хельсингёр; дворец Коттедж в Петергофе; Гатчинский дворец рядом с Санкт-Петербургом.

Яйцо «Кавказское» 1893 г.

Яйцо «Кавказское» было куплено императором Александром Ш и подарено императрице Марии Федоровне на пасху 1893 года. Оно называется «Кавказским, потому что его украшают миниатюры с видами Кавказа, где служил цын императорской четы Георгий Александрович (1871-1899). Он был любимцем матери, болел туберкулезом, и в 1899 году внезапно умер совсем молодым (28 лет).

Как многие другие подарки, яйцо «Кавказское» украшало любимый императрицею Гатчинский дворец. В 1917 году большевики драгоценности царской семьи конфисковали и яйцо попало в Оружейную Палату.

Яйцо на золотой подставке (имитирует гнутое дерево) имеет 4 открывающихся окошка, на дверцах — цифры, образующие год вручения (1893). В окошках — миниатюры мест Кавказа, где жил любимый сын императрицы великий князь Георгий Александрович (1871-1899).

Считается, что сюрпризом являлись акварельные миниатюры. Но сюрприз утерян и нет документальных описаний его.

При работе над ним употреблялись разноцветное золото, жемчуг, бриллианты, слоновая кость, акварель, платина.

Яйцо «Наполеоновское», 1912 год
Сюрприз внутри яйца. Яйцо изготовлено мастером Василием Зуевым

В 1912 году исполнялось столетие со дня разгрома наполеоновской армии в России. В ознаменовании этого события в мастерской Фаберже было изготовлено богато декорированное воинскими эмблемами яйцо из желтого золота. Основу его фона составляет зеленая волнистая эмаль.Украшает верх яйца выложенная бриллиантами монограмма Марии Федоровны, вдовствующей императрицы. В украшении и в сюрпризе использованы также рубины, бархат и атлас. Мария Федоровна была шефом шести прославленных полков русской армии, прославившихся еще в сражениях с Наполеоном. На медальонах изображеы представители каждого из этих полков.

Это был подарок императора на Пасху 1912 года его матери.

Судьба яйца была аналогична с двумя другими - после революции, вместе с другими сокровищами императорской семьи оно было конфисковано большевиками. В 1930 году ювелирное яйцо «Наполеоновское» стало одним из одиннадцати императорских яиц, проданных галерее Хаммер, Нью-Йорк. С 1951 года принадлежало Матильде Хеддингс Грей, с 1972 года хранится Фондом Матильды Геддингс Грей, Музей Искусства Нового Орлеана, США.

Сокровищем фонда Матильды Грей является корзинка с ландышами. Это была первая покупка Матильды Грей, наследницы нефтяных миллионов, в 1933 году, когда имя Фаберже не было известно коллекционерам США. Она была поражена красотой и тонкостью работы и стала собирать коллекцию Фаберже. С ее легкой руки за работами Фаберже началась настоящая охота.

История этой корзиы с ландышами такова:

Всем было известно, что Императрица Александра Федоровна, супруга Николая II, очень любила тонкий аромат этих цветов и заказывала их для своих комнат целыми железнодорожными составами с юга Франции. Корзинка с ландышами от Фаберже, была преподнесена императрице во время посещения Всероссийской выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. Это был один из самых любимых ею подарков, который всегда стоял у нее на столе в Александровском дворце до самой революции 1917 года, а когда она путешествовала, то корзинка сопровождала ее в этих путешествиях.

Корзина с лилиями не придумка Карла Фаберже, это копия старинного китайского украшения, но, как всегда, гений ювелирного искусства внес свою видение. Корзина сделана из позолоченного серебра, стебельки девятнадцати отдельных цветков из золота, а головки цветов из довольно крупного жемчуга, в который врезаны бриллианты. Мох сделан из разноцветного золота, особым образом закрученного и отполированного, а листья из нефрита.

Сушествуе другая версия корзинки с ландышами, которая хранится в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге.

Цветы Фаберже из коллекции Матильды Грей.

С другой стороны, сам Карл Фаберже тоже любил цветы. Как-то раз ему принесли на реставрацию китайской работы цветок в хрустальном стакане. Тогда и родилась у мастера идея, создавать галерею таких цветов. Из его мастерской выходили изумительной работы васильки, лилии, анютины глазки с раскрывающимися лепестками-медальонами и др., настоящие шедевры из драгоценных и полудрагоценных камней. Известно, что у Фаберже была собственная оранжерея, где выращивались красивейшие цветы, служившие образцами для его мастеров.

Все яйца и другие произведения Фаберже из Художественного Музея в Новом Орлеане, штат Луизиана, принадлежащих фонду Матильды Геддингс Грей и Матильде Грей Стреам, с ноября 2010 года до ноября 2021 года выставлены в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Выставлены крайне неудачно – где-то на верхотуре, в углу, совершенно не подчеркивая красоту этих шедевров ювелирного искусства.

Вернутся ли они в музей в Новом Орлеане, пока неясно.

Есть еще одно интересное яйцо, разделившее судьбу с предыдущими тремя.

Яйцо «Анютины глазки» 1899.

Подарено императором матери – вдовствующей императрице Марии Федоровне на Пасху 1899 года.

Из Википедии: Яйцо из цельного нефрита на золотой ножке из гнутых листьев. К яйцу подняты стебли пяти бутонов и цветов анютиных глазок, украшенных камнями.

Сюрприз — «мольберт» в виде сердца с медальончиками в виде открывающихся ягод земляники — генеалогическое дерево с портретами. При нажатии медалоны раскрываются, появляются портреты членов императорской фамилии.

После революции оставалось в СССР. В 1930 году было продано печально известной советской фирмой «Антиквариат» в галерею Арманда Хаммера в Нью-Йорке. В 1947 году было перепродано богатейшей «нефтяной» даме Матильде Геддингс Грей, которая, в свою очередь, подарила его своей племяннице Матильде Грей Стрим на годовщину свадьбы. Ныне принадлежит частному коллекционеру. Выставляется в Музее Чиквуд в Нешвилле, столице штата Теннесси.

С США находятся еще несколько императорских яиц, но я их не видела, а посему и не упоминаю.