Мозаика прошедших дней

Наталии Киселевой

Новая глава

"Русская Дача" или "Маленький Эрмитаж"

В Америке много интересных музеев, о чем я много писала. Но один из них стоит наособицу – именно потому, что там представлено русское искусство. Некоторые были в этом музее, что находится на окраине, в ряду старых особняков, облюбованных «старыми деньгами» Вашингтона, некоторые об этом музее много слышали, а некоторые и не представляют, что сокровища царского дома Романовых выставлены за тридевять земель от России. Ну, не буду вас больше томить – это музей «Хиллвуд» в Вашингтоне.

Ходят слухи, что в Вашингтоне все музеи бесплатны. Это не так. Бесплатны только музеи Смитсониевского института. Их немало – шестнадцать. Но остальные музеи (а всего в Вашингтоне 75 национальных музеев) бесплатными не назовешь. В некоторые русские туристы не ходят – и не жалеют. А в некоторые – ходят и с удовольствием тратят деньги на входные билеты. И не жалеют. Богатства музея «Хиллвуд» поражают, но еще больше поражает история их приобретения. Итак, героиня моего рассказа – Марджори Мэривизер Пост (1887-1873), коллекционер русского искусства.

Она родилась, как говорится в Америке, «с серебряной ложкой во рту» - была единственным ребенком в семье владельца компании по продаже заменителя кофе «Постум» и создателя некоторых сортов сериала В.Б.Поста. Папа не только научил ее тонкостям управления компанией, но и привил вкус к собиранию «красивых вещей».

«Папина дочка»

Она стала одной из самых красивых, а главное, самых богатых невест Америки, а деньги, как известно, к деньгам, и в 1905 году состоялась ее свадьба с банкиром Едвардом Клоузом (кстати, он дедушка актрисы Хелен Клоуз (правда, от второго брака). Брак с Марджори продлился до 1919 года

Маджори, Эдвард Клоус с их дочерью Аделаидой

А затем наступает период второго брака, с Едвардом Хаттоном, богатым финансистом. Это был брак единомышленников. Они укрепляют компанию Пост и добавляют линию замороженный овощей, которая и сегодня заполняет этот рынок. Богатства семьи растут, невзирая на Великую Депрессию. Они покупают самую большую яхту в мире «Морское облако», отделанную с невиданной роскошью, поместье в Палм-Бич во Флориде, два летних поместья в Адирондакских горах.

Со вторым мужем Хаттоном и дочерью Недейн 1927 год

Именно в это время Марджори обзаводится невиданной по тем временам коллекцией исторических драгоценностей и покупает одну за другой драгоценности от Картье.

Фрагмент портрета Марджори с ее дочерью от второго брака, Надейн, (которая стала актрисой Диной Меррил).
Обратите внимание на гигантскую брошь с изумрудами. 1929 год

По обычаю всех богатейших семей Америки, миссис Пост-Хаттон жертвовала большие суммы и на Американский Красный Крест, и на Армию Спасения. Особой ее заботой был Национальный Симфонический оркестр. Кстати, этим организациям первым впоследствии открыла свои коллекции русского и французского искусства.

Формой благотворительности стало пожертвование в Смитсониевский институт коллекции исторических драгоценностей, состоящей из бриллиантовых серег, которые носила в своих ушках французская королева, «проклятая австриячка» Мария-Антуанетта, ожерелья, подаренного второй жене Марии-Луизе на рождение сына Наполеоном Бонапартом, ее же бриллиантовую диадему и тиару, голубого перстня несчастного мексиканского императора Максимилиана и др. Вот пойдете в Музей Американской Истории в Вашингтоне и увидите все это.

Но у Марджори появлялись все новые и новые драгоценности, правда, они не затмевали неприятностей семейной жизни. На одном из ее приемов гости дружно ругали нового Президента Франклина Д.Рузвельта, осуждая его политику «обеднения несметно богатых и обогащения неслыханно бедных». Но один из гостей вступился за политику Президента, назвав ее дальновидной. Он сказал, что «Новый курс» - единственное спасение от революции в Америке. «И где бы тогда были ваши миллионы?!»

К нему подошла хозяйка дома Марджори и не стесняясь, поцеловала его, говоря, что давно ждала, что кто-либо скажет нечто подобное. Гости были шокированы – ведь и хозяйка и гость не были свободными.

Портрет Марджори в последний год брака с Хаттаном. 1934 год

Гостем был богатый адвокат Джозеф Дэвис. В этом же 1935 году они оба развелись и соединили свои судьбы. А еще через некоторое время Рузвельт отправил Дэвиса в качестве посла США в Советский Союз. Он сменил на этом посту первого посла Вильяма Буллита.

Говорили, что пост посла Джозеф Дэвис получил за богатую материальную помощь в проведении избирательной кампании Рузвельта, а Россию они выбрали потому, что у Марджори Екатерина Великая вызывала огромный интерес.

Чета Дэвисов прибыла в Москву 19 января 1937 года. Начинался Большой террор и черные воронки сновали по Москве, собирая обширный урожай жертв. Уже прошел первый процесс по делу Зиновьева и Каменева, которые признались во всех смертный грехах и были торопливо расстреляны. Ужас объял страну, но посол США этого как бы не замечал.

Дел у посла в Москве было немерено, но уже на четвертый день по приезде в Москву он отправился на второй процесс над Радеком, Пятаковым и др.

Второй московский процесс

Из отчета посла об этом процессе посла Девиса: «Подсудимые выглядят физически здоровыми и вполне нормальными. Порядок процесса разительно отличается от того, что принят в Америке, однако учитывая то, что природа людей одинакова повсюду, и опираясь на собственный адвокатский опыт, можно сделать вывод, что обвиняемые говорят правду, признавая свою вину в совершении тяжких преступлений»

С тех пор у посла вошло в привычку присутствовать на «открытых» процессах и радостно рапортовать в Госдеп США об «искоренении пятой колонны» в Советском Союзе. Привожу цитату из письма посла Дэвиса в Госдеп США о процессе над «правотроцкистским блоком» Бухарина : « Итак, сомнений больше нет — вина уже установлена признанием самого обвиняемого… И едва ли найдётся зарубежный наблюдатель, который бы, следя за ходом процесса, усомнился в причастности большинства обвиняемых к заговору, имевшему цель устранить Сталина».

Сталин оценил усердие Дэвиса в создании у американцев нужного образа страны Советов, изрядно попорченного опять слухами о тотальном терроре против собственного народа, набиравшего зловещую силу.

А на на приемах в Спасо-Хаусе посол Дэвис первым делом поднимал тост за Сталина и пел ему одесную. Он писал, что у Сталина «лицо человека, которого любят дети и собаки».

Хозяин страны Советов был доволен лояльностью посла. Дэвис был первым иностранным послом, принятым «хозяином», правда, под отъезд посла, в 1938 году.

Когда Сталину доложили, что супруги посещают комиссионные магазины в поисках антиквариата, Сталин усмехнулся в усы – теперь он точно знал, как поддержать в полном объеме эту лояльность.

Продажа царских драгоценностей началась сразу же после расстрела царской семьи. В 20-х годах ими торговали агенты Коминтерна, и деньги шли на «подготовку к мировой революции». Когда стало понятно, что с мировой революцией надо, в лучшем случае, подождать, появился новый лозунг «Помощь голодающим».

Голод, чуть ли не организованный большевиками, был действительно трагедией – погибло от голода более 5 млн.чел. Потребность в хлебе составляла более трех миллионов тонн, а их не было. Началось «раскулачивание», т.е. хлеб отбирался у наиболее трудолюбивых и честных крестьян, зачастую обрекая их на голодную смерть. Подсуетился здесь и «друг» Арманд Хаммер. За то, что он привез хлеб и медикаменты на голодающий Урал, ему дали в концессию несколько фабрик и заводов, а в дальнейшем и немало сокровищ.

Под прикрытием лозунга «помощи голодающим» десятки и сотни уникальных драгоценностей уходили за бесценок, но и на эти деньги зерно не закупалось. Считается, что только один процент помощи голодающим пошел по назначению.

В Интернете я нашла такую справку:

В 1927 году бизнесмен Норман Вейс (одни источники называют его американцем, другие англичанином) купил в Гохране (Государственное хранилище ценностей) царские драгоценности на вес ((9,6 кг) за 50 тысяч фунтов стерлингов за 124 уникальных изделия. И через год выставил на американских торгах аукциона Кристи. Нельзя сказать , что Вейс обогатился. Так, знаменитая бриллиантовая диадема «Русская красавица» с жемчужными подвесками, которую заказал жене Николай 1 в 1841 году, ушла с молотка за 310 фунтов стерлингов. А диадема «Русское поле» в форме венка из золотых и платиновых колосьев с россыпью бриллиантов и центральным желтым бриллиантом в 35 карат «ушла» за 240 фунтов стерлингов. Излишне говорить, что настоящая цена им – несколько миллионов долларов или тех же фунтов стерлингов.

Марджори тоже скупала драгоценности по дешевке – два императорских пасхальных яйца Фаберже достались ей за 200 дол., а портрет Петра 1 работы Никитина за 50 дол. Богатейшей даме Америки не составило труда скупить прекрасные образцы русского декоративного искусства. Ее увлечение французским искусством уступило место горячей заинтересованности посла и его супруги купить как можно больше произведений прекрасного русского искусства.

Посол и его супруга на пороге Спасо-Хауса в Москве.

Двадцатилетняя дочь посла от первого брака Эмлин увлекалась фотографией и ее фотографии Москвы 30-х годов пользовались большим успехом в Америке. Окрашенные юношеским энтузиазмом и всеобщим интересом к ней, красивой девушке, фотографии очень четки, профессиональны и несут изрядную долю «дезы»

Вид на Москву из Спасо-Хауса через фотоаппарат Эмлин

А Сталин, в свою очередь, подарил послу не только свою фотографию с теплой надписью, и дал приказ всемерно помочь чете Дэвисов в собирании коллекций русского искусства, в которое страстно влюбилась Марджори.

У церкви с 1918 по 1923 год было изъято 20 000 пудов благородных металлов (чаши, потиры, кресты, дискосы, панагии), они хранились в неподобающих условиях, портились, уничтожались, попадали с скупки и комиссионки.

Миссис Девис неустанно бегала по комиссионкам, разыскивая брошенную и копеечную тогда церковную утварь. Впоследствии она отреставрировала все эти сокровища и они составили богословскую галерею поместья Хиллвуд.

А вскоре поступает распоряжение членов правительства предоставить иностранной чете возможность отобрать в Гохране то, «что не нужно». Ненужными оказались люстра Екатерины П, расписные панели из Гатчинского дворца, портреты работы Левицкого, Боровиковского, Брюллова, орденские сервизы, работы Фаберже, и даже наборные паркеты из дворцов русской знати, и многое, многое другое. Посол и его жена почти все время занимались своими сокровищами, пополняя и пополняя коллекцию.

Конфискованные у «врагов народа» антикварные вещи (Откуда они у пламенных ленинцев, бескорыстных «слуг народа», у большевиков, в мановение руки превратившихся в шпионов и диверсантов?!) тоже относятся к разряду «ненужных» и тоже попадают в коллекцию Дэвисов. Марджори всей душой полюбила русское искусство и навсегда осталась ему предана. Одной из наиболее интересных исторических драгоценностей, вывезенных Марджори из Москвы, была вот эта корона.

Эту корону принцесса Александра Гессен-Дармштадтская надевала на ее свадебную церемонию с царем Николаем II в 1894 году. Корона состоит из полос алмазов, вшитых в бархат, и увенчанная крестом из шести больших, круглой огранки бриллиантов.

Свои непосредственные обязанности посол выполнял спустя рукава. В СССР приехала группа американцев, увлеченных идеей строительства социализма в СССР. По приезде органы НКВД отобрали у них американские паспорта и предложили им просить о советском гражданстве. Но быстро раскусив ложь и лицемерие официальных лиц, американцы отказались от этого «щедрого» предложения. Взамен они попросили посла Дэвиса выдать им дубликаты американских паспортов. Посол никак не отреагировал на просьбы соотечественников, и они все были арестованы как беспаспортные шпионы, многие расстреляны, а остальные сгинули в лагерях.

До Рузвельта стали наконец, доходить слухи о непонятной «розоватости» посла, о его тщательном замалчивании истинного положения вещей в Советском Союзе, о необъективности его взглядов на сталинскую внутреннюю и внешнюю политику. У Сталина в это время начинается «флирт» с Гитлером, закончившийся в 1939 году пактом Молотова-Риббентропа.

Рузвельту нужны были более взвешенные оценки, более точные ответы на вопрос, сможет ли СССР быть союзником США в грядущей войне. Посол Дэвис был отозван из Москвы и переведен на должность посла в Бельгии, а с началом П-й Мировой войны и вовсе отозван в США. Чета обосновалась в Вашингтоне в поместье «Тетрагон». Но когда началась Вторая Мировая война, посол Дэвис вновь появился на политической арене. Несмотря на то, что его миссия как посла США в СССР, провалилась, в 1941 году Дэвис написал мемуары о своей работе послом. Книга была очень популярна, было продано более 700 тыс. экземпляров.

После Пирл-Харбора Америка вступила в войну с Японией и автоматически стала врагом Германии. Таким образом США и СССР стали союзниками. После победы под Сталинградом, Рузвельт иными глазами взглянул на Сталина.

Дэвис предложил Рузвельту снять фильм по его книге. Это было в русле новой политики ФДР, и он частенько встречался с другом – послом, чтобы обсудить ход подготовки к инсценированию книги на экране.

В 1943 году проходили съемки «Миссия в Москву» по этой книге.

Афиша фильма «Миссия в Москве». Сразу видна фальшь постановки.
Сцена из фильма, изображающая посла Девиса (со спины), обменивающегося рукопожатием со Сталиным.

Дэвис настаивал на том, чтобы воспроизвести в фильме все его просоветские взгляды. Киностудия пыталась настаивать на более взвешенном подходе, но Дэвис вытащил чековую книжку: «Сколько я должен заплатить, чтобы выкупить права на экранизацию обратно?». Руководители киностудии испугались и назначили более «левого» сценариста Коха, который полностью шел на поводу у Дэвиса. Америка не разделяла восторженные взгляды Дэвиса на «Дядюшку Джо» и его политику. Тем не менее фильм вышел на экраны и…потерпел провал.

Фильм, на рекламу которого киностудия “Warner’s Brothers» затратила 250 тыс.дол., оказался убыточным, и киностудия потеряла на нем более 600 тыс.долларов.

Но это не обескуражила посла и он в мае 1943 года отправляется с повторной миссией в Москву. С собой Дэвис захватил несколько копий фильма. Сталину фильм понравился. Он опять принял посла у себя в резиденции

1943 год. А это настоящие, не «киношные» рукопожатия двух Джо

Марджори, страстно влюбленная в искусство царской России, не разделяла восторгов своего супруга по поводу Советского Союза. В Москву с мужем она не поехала. Она предпочитала оставаться в «Тетрагоне» и зниматься своими делами, которых у нее было множество.

Вот такой была Марджори в 1946 году.
Обратите внимание на ожерелье работы Картье из сапфиров, бриллиантов и платины

Многие вещи, особенно церковные, находились в плачевном состоянии, их нужно было отреставрировать, а это требовало времени. Марджори была очень занята – и делами компании, и делами благотворительности, но львиную долю времени она отдавала коллекциям.

В 1955 году 70-летняя Марджори обвинила почти 80-летнего Дэвиса в ревности и грубости, развелась с ним и отсудила почти все совместно нажитое имущество.

А такой она была спустя 15 лет. Ожерелье из жемчуга и слоновой кости необыкновенной красоты.

В этом же году она купила поместье «Хиллвуд» в Вашингтоне. Огромный дом, прекрасный сад, парники и многое другое. А за домом была построена «Русская изба», где планировалось разместить русскую коллекцию. Но экспонаты коллекции были настолько хороши, что их оставили в доме, а в «Избе» до сих пор проходят периодические выставки. Там выставлена сейчас коллекция свадебных платьев самой Марджори и ее дочерей. Но главные экспонаты коллекции разместились в доме.

Вот так выглядит лестница в залы второго этажа Хиллвуда

В 1958 году Марджори еще раз, четвертый, «сходила» замуж. Ее избранником оказался сталелитейный миллионер из г.Питтсбурга Герберт Мэй, но и с ним она ужиться не смогла, и в 1964 году пара развелась. Она выбросила все фамилии и оставила себе только фамилию отца – Марджори Пост.

Свое время она делила между «Хиллвудом» и одним из прекраснейших поместий Мар-а-Лаго в Палм Бич во Флориде (позже, в 1985 году, его купил Дональд Трамп).

Поместье Марджори Пост, а теперь летняя резиденция Дональда Трампа

Хиллвуд все больше превращался в музей, и она не хотела, чтобы ее дети и внуки разбазарили ее всю жизнь собираемые коллекции. Поэтому она в завещании написала, что вашингтонское поместье после ее смерти превращается в музей, открытый для широкой публики.

Для русских, которые в большинстве своем, в музеях бывают и многое видели, например, в Эрмитаже, количество и качество уплывших из России святынь ошеломляет, а для американцев – это вообще что-то невероятное. Они не могут сдержать возгласов изумления ни в залах, где представлено французское декоративное искусство, а уж от русских коллекций они приходят в полный восторг.

В зале Русского фарфора много предметов из т.н. орденских сервизов. Так называли сервизы, заказанные Екатериной Второй, для праздничных обедов, которые давала царская семья в день того святого, кому посвящен орден, кавалерам этих орденов. Это была неизменная часть придворной жизни. И вот эти сервизы – Георгиевский, Андреевский, Владимирский и Александровский, здесь под стеклом. Конечно, предметы разрознены, но их количество очень значительно.

Помнится по России ходили слухи о свадьбе дочери первого секретаря Ленинградского обкома партии Григория Романова в Таврическом дворце, и о том, что был взят из Эрмитажа сервиз «Орлов» и половина его была не возвращена на место. Это были только слухи, но характерно то, что слух был устойчивым и мы верили, что такое самодурство возможно. (Директор Эрмитажа утверждает, что в Эрмитаже нет ни одного «целого» сервиза, только разрозненные предметы, т.е. целого сервиза «Орлов» в Эрмитаже не было). Зять Романова утверждает, что свадьба была на даче, а сам Романов говорил, что она была на его квартире. Сами эти противоречия наводят на мысль, что дело было нечисто и что дыма без огня не бывает.

Но как бы то ни было, части орденских сервизов находятся в коллекции Хиллвуда.

Тарелка сервиза ордена Александар Невского.
Тарелка сервиза ордена св.Владимира.
Предметы из сервиза ордена св.Георгия.

В коллекции Марджори Пост огромный интерес вызывают 90 предметов работы Карла Фаберже и его мастеров. Но гордостью коллекции являются два императорских яйца – «Екатерина Великая», подаренное Николаем Вторым матери императрице Марии Федоровне на пасху 1914 года. Его еще называют яйцом «Гризайль» или «Яйцо с розовыми монограммами». К сожалению, сюрприз – механические носилки с самой Екатериной, которые двигались, – утрачен.

Второе яйцо было заказано новым императором, любящим сыном, Николаем П в 1896 году для своей матери, привыкшей за десятилетие к подобным подаркам. Изделие украшено инициалами Марии Фёдоровны и умершего Александра III, которые повторены по 6 раз. Сюрприз утерян. Вероятно, содержало 6 портретных миниатюр, поэтому называется «Портреты Александра III»

Еще два произведения искусства вызывает огромный интерес у посетителей, особенно у ее русской части.

Одним из них является полотно Карла Брюллова «Портрет графини Самойловой с воспитанницей». После знаменитой «Всадницы», картины, которая изображает ту же графиню Самойлову, следующей стала это полотно, изображающее молодую красавицу, в которую был влюблен художник, с ее воспитанницей, дочерью довольно известного в свое время итальянского композитора Пачини.

Юлия Самойлова была рождена графиней Пален, от матери Марии Скавронской она унаследовала огромное состояние и огромную спесь – молодая графиня Самойлова (в 1824 году она вышла замуж за графа Самойлова, но довольно быстро развелась с мужем из-за его кутежей) считала себя представительницей царского рода – она была последняй представительницей рода Скавронских, который начался с императрицы Екатерины 1 (да, уж, знатный род, куда Рюриковичам и Гедиминовичам до Скавронских!). но как бы то ни было, талантливейший Карл Брюллов оставил нам немало портретов своей возлюбленной, но особенно известны вышеупомянутые два, один из которых и находится в музее Хиллвуд.

Второй жемчужиной русской живописной коллекции Марджори Пост является полотно Константина Маковского «Боярский свадебный пир ХУП века». В Советском Союзе предпочитали говорить, что картина утрачена, нежели честно сказать, что громадное полотно было продано послу Дэвису и его жене.

Интересно отметить, что мальчик на первом плане списан с сына художника Сережи Маковского, а князь Вяземский, сидящий слева от невесты, в польском платье с кубком в руках, списан с его потомка князя Вяземского. Поговаривали, что художник допустил историческую неточность – некоторые из бояр писаны в платье ХУ1 века, времени Ивана Грозного, а не времени Алексея Михайловича, к которому относится сюжет картины. Но если это и так, то это лишь повышает историческую ценность картины.

Чета Дэвисов скупала церковную утварь, которая большевикам и вовсе была не нужна. Шитые золотом и серебром по рытому бархату драгоценные ризы, золотые и серебряные сосуды, измятые, покорёженные, тяжелые затейливые кресты, усыпанные драгоценными камнями, старинные бесценные иконы в жемчужных и драгоценных окладах, - все это валялось на захламленных, грязных складах, на полу комиссионок, в самых неподобающих местах. Их продавали за бесценок, лишь бы сбыть, так что Марджори удалось приобрести несметные сокровища за бесценок. Она немало потрудилась, чтобы спасти – отреставрировать и восстановить – это богатство. Теперь в Хиллвуде замечательная Русская богослужебная галерея. Наиболее ценный экспонат – золотой потир, созданный в 1791 году для пасхального причастия императрицы Екатерины Великой, к которой у Марджори было особое расположение.

Богослужебная галерея расположилась на месте большой столовой для прислуги.

Чего здесь только нет! Здесь вызывает восхищение венчальные венцы тончайшей работы, золотые чаши-потиры, узорчатые кадила, деревянные царские врата ХУ1 века но самое интересное здесь – древние русские иконы. Все это спасено было Дэвисами от уничтожения, и невозможно представить, сколько таких духовных ценностей было уничтожено большевиками!

О музеях очень трудно рассказывать, их надо видеть. Так что Хиллвуд с его богатствами, выставками, садами ждет вас!