Мозаика прошедших дней

Наталии Киселевой

Новая глава

Старые картины - новые цены

После последних публикаций складывается впечатление, что все сокровища художественной жизни России были поставлены на продажу большевиками. Действительно, огромное количество царских и дворянских ценностей уплыло за границу, а деньги были пущены на индустриализацию.

Но еще задолго до революции многие выдающиеся русские живописцы продавали за границей свои работы, осевшие в музеях и в частных коллекциях. Американцы в начале века скупали картины русских художников, неожиданно ставшими «модными». «Моду» привез Дягилев со своими «Русскими сезонами» в Париж и в другие европейские города, а американцы, в глубине души понимающие бедность американской культуры по сравнению с европейской, стремились восполнить этот пробел всеми доступными им средствами, – в большинстве своем, покупками огромного количества европейской живописи, в том числе и русской. В музеях почти не видно этих картин, они осели в домах и частных музеях американских богачей, но сегодня, пользуюсь невероятно возросшей стоимостью работ русских мастеров, многие картины появляются из тени на «русских торгах» самых престижных аукционов, в частности на Sotby's и Christie's. Чаще всего их покупают музеи. Будем надеяться, что при следующих посещениях крупных музеев мы увидим и знакомые с детства имена - Айвазовский, Верещагин, Поленов.

ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ВЕРЕЩАГИН - ПЕВЕЦ ВОЙНЫ ИЛИ МИРА?

Мы все знаем прекрасного художника-баталиста Василия Васильевича Верещагина (1842-1904). Его картины украшают Третьяковку и Русский Музей. Он писал под впечатлением от увиденного целыми сериями, и за жизнь он написал более 2 тысяч живописных работ. Путешествие в Индию (1874-1875), участие в Туркестанском походе, обыденная жизнь столь любимого им Востока, – вся жизнь в дороге, за походным мольбертом, в бивуаках. И оборвалась эта жизнь тоже на войне, – он погиб вместе с адмиралом Макаровым на флагманском корабле, подорвавшемся на японской мине на внешнем рейде Порт-Артура в 1904 году.

Правительство и церковь упрекали Верещагина в антипатриотизме, а он лишь писал правду. Гонения на него были столь сильны, что художник в порыве гнева сжег две своих «туркестанских» работы, и практически навсегда покинул родину, обосновавшись в Париже. В Россию он вернулся только через пятнацать лет.

В 1888 году была организована большая выставка картин Верещагина в Нью-Йорке. Она пользовалась огромным успехом, и было решено отправить ее по городам Америки. Выставка побывала в Чикаго, Сент-Луисе, Филадельфии, Балтиморе и Бостоне. К 1891 году вернулась в Нью-Йорк, где состоялся большой аукцион, и были проданы 110 полотен самой разнообразной тематики.

Второй раз художник побывал в США в 1901-1902 году, и опять его выставку ожидал шумный успех. Картины раскупались быстро.

Одна из самых известных картин Верещагина «Жемчужная мечеть в Агре» в Индии 1874-76 гг. Мечеть в Агре была построена по приказу Шаха Джахана, с чьим именем связана и постройка мавзолея Тадж-Махал. Мечеть в Агре была построена где-то в 60-х гг. ХУП века для приближенных шаха, членов Верховного Суда, поэтому несет печать роскоши. Ее купола мерцают жемчужным светом, пощтому и называют ее Жемчужной Мечетью.

Картину купил собиратель Католина Ламберт, известный предприниматель из Нью-Джерси, собравший замечательную коллекцию старых западноевропейских мастеров. В 1916 году вся коллекция пошла с молотка и картина Верещагина была куплена Фредериком Томсоном (магнатом развлечений, хозяином Луна-парка на Кони-Айленде в Бруклине и др.), и в этом же году была им подарена Вассар коледжу в окрестностях Нью-Йорка. Там мало кто интересовался русским искусством и спустя 98 лет Вассар Колледж отправил ее на аукцион в Сотби в 2014 году. Предполагали, что она уйдет за 1-1,5 миллиона фунтов стерлинагов, но, к удивлению распорядителей, картина была куплена за 3,5 миллиона ф.с (6,15 миллионов долларов). Кто купил картину – неизвестно. Неизвестно также, где она ныне находится.

Еще одна картина В.В.Верещагина из «индийского цикла», попавшая на торги.

«Тадж-Махал. Вечер», 1874–1876 (Sotheby's, 2011)

В.В.Верещагин в 1874-1876 гг. посетил далекую и экзотическую Индию, поразился ее красотами и архитектурными шедеврами и сумел отобразить в своих небольших, красочных картинах, которые, казалось бы, стояли в одном ряду с картинами других художников-ориенталистов. Но в том-то и волшебство русских художников, что в обычном пейзаже они находили душу и настроение.

На выставке конца 80-х гг. Х1Х века картина «Тадж-Махал.Вечер» вызвала большой интерес и продана была за немаленькую сумму денег 1 тыс. долл.

Выставленная на торгах в Сотби в 2011 году, она была оценена аукционным домом где-то в 250-450 тыс.долларов. Торги начались с цены в 200 тыс. долларов, а продана картина неизвестному покупателю по телефону за сумму в 5-7 раз большую.

Кто бы мог подумать в 1901 году, что пройдет еще немногим более ста лет и картина на торгах на Сотби станет рекордсменом в продажах Верещагина – «Тадж-Махал. Вечер» уйдет за 3.75 миллиона долларов. Американцы умеют «на грош купить пятаков». и в итоге живопись русского художника оказалась прекрасным вложением денег.

Следующая работа Василия Васильевича Верещагина в США – «Стена Соломона (Стена Плача)» 1884-1885 гг. В это время Верещагин побывал в Палестине и оттуда вывез картины на евангельские сюжеты, которые были преданы анафеме как православной, так и католической церковью. Картины «Стена Плача» и «Иерусалим. Царские гробницы» постигла та же участь. Такого рода «фотографические» картины очень нравились Америке и американцам.

Историческая справка:

«Стена Плача» или «Западная Стена» ( hа-Котель hа-Маарави) — часть (длиной 485 м) подпорной стены вокруг Храмовой горы в Иерусалиме, уцелевшей после разрушения Второго Храма римлянами в 70 году н. э.

Стена была возведена царём Иродом (37—4 годы до н. э.) в качестве опорной стены, поддерживающей земляную насыпь, которая была насыпана для увеличения площади Храмовой горы во время перестройки и расширения здания Храма.

Художник хотел привезти картину на родину, однако церковные власти добились запрещения на ввоз ее в пределы России. Тогда художник устроил аукцион своих полотен в Нью-Йорке и в 1891 году "Стена Соломона" была продана за 2500 долларов Фебе Херст (матери газетного магната Вильяма Рендолфа Херста, известной своей благотворительностью). Сумма по тем временам была более чем значимой. В 1920 году Миссис Херст подарила картину Художественному Музею Университета Беркли в Калифорнии. Сейчас, когда начался бум русского изобразительного искусства, многие американские собрания выставляют картины русских художников на торги Сотби или Кристи.

В 2007 году на аукционе Кристи была продана за 3,6 млн.долларов. Продана по телефону человеку, говорящему по-русски. Возможно, что картина уже в России.

Интересна судьба еще одной картины Василия Васильевича Верещагина “Великая армия. Ночной привал” 1878-1879.

Полотно это из цикла «1812 год» попало в Бруклинский Музей, Нью-Йорк, еще в далеком 1906 году. Это была первая картина русского художника в Музее. В дальнейшем именно Бруклинский Музей первый провел в 1923 году выставки советских художников-авангардистов, а на материале купленных на этих выставках полотен создал целый отдел русского авангарда (Метрополитан Музей в Нью-Йорке специализировался на картинах старых мастеров и импрессионистов, а музей МОМА был создан только в самом конце 20-х гг).

Сейчас коллекция Бруклинского Музея пополнилась еще одной работой Верещагина из его «Индийского цикла» - «Жемчужная мечеть в Дели». Большая картина 4 м х 5 м.

В 1891 году на аукционе картина была продана американскому собирателю Рональду Линкольну всего за 2 тыс.100 дол. (Правда, надо оговориться, что по тем временам это была довольно солидная суммма). Он сразу же подарил картину Бостонскому Художественному Музею, в котором картина и находилась до 2007 года. Бостонский же музей, по причинам возросшей стоимости русских картин, поставил ее в 2011 году на торги Сотбис.

Картина поражает чудесным «жемчужным» колоритом и теплой красотой. Сразу видно, что противоречий сегодняшнего мира 150 лет назад не существовало.

На торгах картина была продана Бруклинскому Музею за три с лишним миллиона долларов.

Еще одна прекрасная работа из «Евангелького» цикла – «Казнь Христа римлянами» 1887 года. Десять лет обдумывал этот замысел художник, и только в 1887 году огромное полотно вышло из стен мастерской художника в Париже. Оно как бы вопиет «Остановите смертную казнь!».

Картину отличает, помимо всего прочего, нетрадиционная композиция – вместо креста с распятым Христом на первом плане мы видим толпу, по-разному реагирующую на казнь. Мрачное небо, грандиозные стены крепости, на фоне которых люди кажутся маленькими, и трагедия казненных, умирающих на кресте, все вместе создают невероятно сильное впечатление.

Еще в 1891 году полотно приобрел коллекционер Джон В.Браун. Понимая значение этой картины, он передал ее во временное пользование Бруклинскому музею, а когда Браун умер, вдова оформила документы на полное обладание картиной Музеем. Последний раз картина экспонировалась в 1932 году. После этого она пылилась в запасниках Музея.

Странно, что Музей продал это полотно, мотивирую это тем, что в собрании музея доминирует русский авангард. Но это не совсем так. Как я писала выше, Музей приобретает полотна В.В.Верещагина, а не продает их. Но эта картина продана.

В 2011 году в Лондоне, на аукционе Christie’s полотно было продано за полтора миллиона долларов, чтобы пополнить фонд покупки других картин для Бруклинского музея. В чьих руках находится это полотно, неизвестно. По условиям торгов, картины зачастую покупаются анонимно.

ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ ПОЛЕНОВ – «ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ЖИВОПИСЕЦ», И НЕ ТОЛЬКО...

Когда огромное полотно Александра Андреевича Иванова (1806 -1858) «Явление Христа народу» было показано на выставке в 1858 году, то оно произвело невиданное дотоле впечатлениеЭффект еше усилился, когда пришло известие, что художник умер в разгар выставки от бушевавшей в столице холеры.

1837-1857

Картину за 15 тыс.рублей приобрел Александр П и подарил ее Румянцевскому Музею в Москве, а уже при большевиках она была помещена в Третьяковскую галерею. Ну, это так, к слову. Речь пойдет о совсем другом художнике и о совсем другой картине.

Не только сам по себе сюжет и глубинное проникновение в историю, но размеры полотна (почти 5,5 метра на 7,5 метра), более 600 эскизов к картине, колористическое решение, изобразительный эффект потрясли всех, кто видел это полотно впервые. Среди них был и 14-летний Вася Поленов. Он не только любовался полотном, но и решил стать художником и создать нечто подобное.

Портрет Поленова работы И.Е.Репина 1877
Самая известная картина В.Д.Поленова «Московский дворик» 1878

В 1881—1882 отправляется в своё первое путешествие на Ближний Восток и по библейским местам: в Константинополь, Палестину, Сирию и Египет, откуда привозит эскизы и наброски к масштабному полотну «Христос и грешница», а также другие картины, написанные в найденной Поленовым в поездке новой для себя манере письма. Картина задумана большой, холта такого размера в России нет, приходится заказыватьхолст в Италии, а затем и художник последовал в Мекку художников того времени – в Рим, где в 1883—1884 Поленов продолжает работу над картиной «Христос и грешница», в 1887 она экспонируется на XV-ой выставке передвижников.

Картину хотел купить Третьяков, но его опередил император Александр Ш. Картина находится в Петербургском Русском музее.

«Христос и грешница»

Сюжет этой евангельской притчи довольно известен. В тени дерева у подножия храма сидит Иисус, окруженный учениками. Вдруг появляется толпа, которая волочет женщину, которую изобличили в прелюбодеянии. По законам Моисея ее должно побить каменьями. Но Иисус говорит: «Кто сам без греха, пусть первый бросит в нее камень». Безгрешных нет, и толпа расходится. Женщина спасена. Замечательная притча о прощении и милосердии.

В 1899 г. В.Д.Поленов во второй раз отправился на Ближний Восток с целью сбора материала для грандиозной евангельской серии «Из жизни Христа», которую завершил в 1909. Она состоит из 60 полотен. В ней были уменьшенные копии трех больших полотен – «Кто из вас без греха», «На Тивериадсоком озере», «Среди учителей».

Выставка этих картин имела большой успех и на момент экспозиции стала центральным событием в мире живописи. В 1912 году выставка должна была из Англии попасть в Америку на прославленном «Титанике», но ее не успели погрузить. А после гибели корабля и вовсе отказались от этой затеи.

Прошло еще 12 лет и в 1924 году известный советский искусствовед Игорь Грабарь организовал выставку в Америке из ста полотен известных русских мастеров. На ней были представлены 13 работ Поленова из «Евангельского цикла». 11 из них были проданы. Судьба двух остается неизвестной, как, впрочем, и судьба некоторых из 47 работ, которые остались в СССР.

В Америке большинство работ Поленова было куплено известным собирателем Чарльзом Крейном, арабистом, дипломатом, которого характеризует две духовные ипостаси – любовь к искусству и ненависть к евреям. Ну, да бог с ним!

Зато он интересовался Россией и бывал там много раз – и в царской России, и в советской – с 1913 года и до 1939 года. Здесь и созрел его интерес к русской истории и живописи.

«Кто сам без греха».

Жемчужиной коллекции Крейна и является картина «Кто сам без греха» как уменьшенная копия знаменитого полотна «Христос и грешница». Картину отличает от первой некоторые детали колорита – например, на картине в Русском музее Иисус в белом хитоне, а на этой картине – в темно-голубом.

Купил Крейн и еще одно полотно Поленова «Повинен смерти».

На этой картине изображен дом первосвященника Кайяфы, где собрался Совет при первосвященнике – Синедрион, который приговаривает скромно, но с достоинством стоящего Иисуса, к смерти. Изображение выразительных поз, оттенков отношения к происходящему - равнодушие одних, ненависть других, драматические обвинения самого первосвященника Кайяфы, возвышающегося в центре, - делают картину одной из интереснейших в творчестве художника.

Когда-то эти работы были подарены Крейном одному из американских университетов, в котором они и хранились более 80 лет. Однажды ректор университета увидел эти полотна, и с удивлением узнал, что эти картины ему неведомого Polenoff стоят сейчас миллионы долларов. Картины без колебания были отправлены на аукцион, и университет получил миллионы долларов, которые с лихвой покрыли дефицит бюджета.

Коллекция Крейна, представленная на торги, была очень разношерстна, но интересна, – старинные иконы соседствуют с картиной Филиппа Малявина «"Сани" (с царящим в середине полотна крупом лошади) и с фарфоровым кузнецовским сервизом с росписью под деревянную Хохлому.

Много работ с восточной тематикой. Помимо двух вышеуказанных работ Поленова есть "Два дервиша из Туркестана" Василия Верещагина и "Двор мечети в Каире" Ивана Билибина.

В коллекции есть и заказные работы. Так, в 1922 году он заказал Николая Константиновичу Рериху картину «Ростовский Кремль».

В коллекциии находились и работы прославленного художника-чеха, замечательного представителя стиля модерн, Альфонса Мухи, который для Крейна написал «Славянский цикл» - 20 работ на темы славянской истории, которые Крейном были подарены Праге.

Себе коллекционер оставил лишь уменьшенную авторскую копию картины «Освобождение русских крестьян от крепостной зависимости», которая тоже пошла на аукцион.

Альфонс Муха. "Освобождение крестьян от крепостной зависимости" (фрагмент).1920 г. (из коллекции Крейна,, продана на аукционе)

Путешествуя по американским музеям, никогда не скажешь, что американцы интересовались приобретением картин русских художников – в экспозициях практически нет их. Только при написании этой статьи я узнала, как много работ первоклассных русских художников находится за рубежом, и как много их находится в США. Каждый год на аукционах появляются все «новые» картины старых русских художников, но вот работы художников ХУШ века из России – явление довольно редкое.

Тем более интересно появление на торгах пяти работ Владимира Лукича Боровиковского, знаменитого портретиста рубежа ХУШ и Х1Х веков. В своей книге «Опавшие листья истории» я писала о князе Сергее Платоновиче Оболенском-Нередицком-Мелецком (1890-1978). Он выехал из Советской России в 1923 году и сумел вывезти не только приличные капиталы, но и мебель, драгоценности и собрание картин, коллекционированных его предками на протяжении двух столетий. И в эмиграции в Америке князь сумел пополнить свою незаурядную коллекцию. Так, в 1925 году он приобрел замечательные полотна Боровиковского.

И вот теперь его сын Иван Оболенский (род. в 1925 году) продает некоторые раритеты из собрания, в частности на торги 2014 года попало сразу пять работ Владимира Боровиковского – «Портрет графа Новосильцева», «Портрет адмирала графа Кушелева с сыновьями», «Портрет П.В.Лопухина», «Портрет Екатерины николаевны Лопухиной».

Князь Иван Сергеевич Оболенский, прямой Рюрикович, а по матери внук Джона Джейкоба Астора 1У. Ни слова не говорит по-русски.

К слову сказать, до этого за всю историю аукционов было продано только 11 работ этого знаменитого художника, а тут сразу пять...

Эксперты аукциона посчитали, что сентиментальные портреты дорого продать не удастся и назначили за них скромную стартовую цену в 50-70 тыс.фунтов стерлингов.

Торги были драматическими – цены удваивались и утраивались, и в конце концов самым дорогим оказался «Портрет графини Л.И.Кушелевой с детьми», который ушел за 3 млн.ф.ст.

Любовь Ильинична Кушелева (в девичестве Безбородко) (1783-1809) была племянницей статс-секретаря Екатерины П графа А.А.Безбородко, дочерью его младшего брата Ильи. После смерти дяди получила вместе с сестрой огромное состояние, которое сделало ее богатейшей невестой. В 16 лет она без всякого принуждения вышла замуж за 45-летнего вдовца адмирала графа Кушелева, родила ему двух сыновей, и умерла совсем молодой в 1809 году.

Ея портрет 1803 года был самым дорогим лотом на торгах Кристи 2014 года. Портрет ее мужа был продан в два раза дешевле за 1,5 млн.ф.ст.

Еще одна работа В.Л.Боровиковского «Портрет графа П.В.Лопухина» «ушла» за 2,5 млн.фт.стерлингов, что во многом превысило оценку экспертов 40-60 тыс.ф.ст.

А портрет красавца графа А.П.Новосильцева, друга императора Александра 1, украшавший обложку каталого Кристи, был продан только в следующем 2015 году за сумму в 869 тыс.ф.ст., т.е. в 10 с лишним раз больше, чем предполагаемый эстимейт.

Понятно. Ведь во все времена женская красота ценилась выше мужской. Хотя, судя по прогнозам экспертов аукциона, жестоко ошибались, не понимая значимости этого художника и его работ. К сожалению, настоящих знатоков русской живописи среди оценочных экспертов аукционов по-прежнему мало, так что газеты пестрят сообщениями о судебных исках к аукционным домам за неправильную оценку или за то, что не смогли распознать фальшивку, которых тоже немало выставляется на аукционах. Но это уже другие истории.

Где только осядут эти портреты?! Хотелось бы их видеть в музеях, но на это надеяться трудно. Говорят, что чаще всего покупателями бывают русские нувориши, но точно о покупателях никогда не говорится.

Зато называется сумма, вырученная аукционом за все пять работ Боровиковского - 7,95 миллионов фунтов стерлингов. Каждый год на торги выставляются картины русских художников-реалистов, а еще больше работ русского авангарда, и они неизменно находят своего покупателя. Сейчас происходит бум сокровищ русского искусства за рубежом.

Но по прошествии времени следует отметить и другую тенденцию – Музеи и наследники собирателей, мао разбирающиеся в русской живописи, избавляются от коллекций русского искусства. Поэтому все больше картин появляются на торгах, и все меньше их остается в Музеях и на выставках.

Так, Бруклинский Музей в Нью-Йорке, когда-то собравший большую коллекцию русских художников, продал практически все картины, и предоставил выставочные залы художникам из Африки и современным американским художникам.