Мозаика прошедших дней

Наталии Киселевой

Детектив по кличке "Изобретение"

Время, заключенное в драгоценности

                                                       

                                                                                         Часы-курьезы

                                              

     В Павильоном зале музея  Эрмитаж всегда многолюдно. Все рассматривают чудо из чудес – золоченое дерево, на котором сидит богато изукрашенный павлин, а вокруг кого только нет – и петух, и сова, и белочка с орешками и многое-многое другое. Что это за диво?  Часы «Павлин», работы английского мастера Джеймса Фокса, который создал музыкальный автомат-часы в начале 1772 году. Это единственный в мире автомат, который работает до сих пор.
       Где увидел эти часы светлейший граф Потемкин-Таврический, неизвестно, но он захотел купить это разноцветное чудо. В 1777 году он сделал заказ, который был привезен в Россию в 1781 году. Подарок был оплачен из личных средств Екатерины П в подарок светлейшему.
        И стоил он ни много ни мало 11 тыс.рублей. Как получилось, что вместо готовых часов, прислали корзины деталей, да еще недоукомплектованных, непонятно. Но долгие тринадцать лет над их сборкой трудился самородок-механик Иван Кулибин.

Портрет И. П. Кулибина кисти П.П.Веденецкого (Эрмитаж) Часы, изготовленные Кулибиным.Очень изящные, и ни в чем не уступают «аглицким»

     
     Знаменитый нижегородский изобретатель 
Иван Петрович Кулибин (1735 – 1818) самостоятельно освоил часовое дело и уже в возрасте 20 лет открыл часовую мастерскую. В 1769 году он преподнес в дар Екатерине II часы, размером с гусиное яйцо. В нем он также разместил музыкальный автомат и механический театр, где маленькие фигурки показывают сценку из Библии. Часы настолько потрясли Императрицу, что она сразу предложила Кулибину возглавить механические мастерские Академии наук. В дальнейшем Иван Петрович создал еще ряд удивительных часов и сделал несколько усовершенствований часовых механизмов. А его дар Екатерине II выставлен в музее Эрмитаж. 
           Князь Потемкин-Таврический  не увидел часы собранными – он умер в Яссах  в 1791 году. Кулибин собрал часы в 1794 году, и они были доставлены во дворец покойного князя – в Таврический дворец. А после смерти Екатерины П, ее сын, полагая, что дорогие подарки ненавистным маменькиным фаворитам должны  вернуться в казну, повелел  в 1797 году передать «Павлина» в Эрмитаж.  

     
     
      В автомате четыре механизма: один часовой и три, приводящие в движение фигуры.
Порядок работы заведённого автомата имеет глубокий смысл: первой просыпается сова — символ ночи, звенят колокольчики, подвешенные на клетку, сова двигает головой и лапкой, вращает глазами. Движения совы и мелодичный звон колокольчиков сопровождают весь процесс. Далее сам павлин грациозно кланяется маленькой головкой и распускает свой золотой хвост — символ солнца. Павлин поворачивается и показывает оборотную сторону своего хвоста — посеребрённую поверхность, символизирующую ночь. Последним оживает петух и кричит.
     А где же часы? В грибе, на котором сидит стрекоза.  Часы обозначены римскими цифрами, а минуты арабскими. Гриб стоит прямо перед зрителем, на переднем плане, перед павлином, но обращают на них внимание, только когда на них укажут.

 

     Долгое время в Эрмитаже  движения всех обитателей  проделывались каждый час (я когда-то, очень давно, видела всю работу автомата),  но сейчас их заводят крайне редко для лучшей сохранности автомата. Часовой же механизм работает постоянно.  Каждую среду, после ухода посетителей, служитель ровно в 7 часов вечера заводит часовой механизм.
       Часов-курьезов с необычными циферблатами и довольно оригинальными механизмами было много. Посмотрите на некоторые из них и порадуйтесь человеческой фантазии и рукомеслу  их известных и безымянных создателей.

 

     В конце ХVI века в Голландию завезли луковицы невиданного красивого растения, чье название «тюльпан» пришло от тюркского «тюрбан». Тюльпаны приносили баснословный доход, вот луковицы становились все дороже и дороже. В конце концов «пирамида» рухнула, погребя под собой целый пласт голландской экономики.
     И как отражение этой роковой страсти к тюльпанам, в 1640 году были выпущены в Женеве часы-кулон в виде бутона тюльпана.

     А вот другие часы-курьезы:

Швейцарские часы в виде груши. Около 1810 г.  Забавные настольные часы венской работы в виде черепахи.Ок. 1840 года

Дамский портсигар со встроенными часами.1890 Часы, вделанные в чайник И еще часы на чайнике  

  

     Но пальму первенства в оригинальном производстве часов я бы отдала русским мастерам из фамильной династии резчиков по дереву Бронниковых, мастеров-самоучек из лесистой Вятки.

Легенда: однажды приехал в деревушку под Вяткой  приказчик из города и зашел в дом к Бронниковым. А что Семен, — обратился он к мастеру, — видел ли ты такую штуковину, и вытащил из жилетного кармана круглые золотые часы на золотой цепочке с подвесками. Щелкнул одной крышкой – открылся взору циферблат. Щелкнул другой раз, заиграли на солнце золоченые колесики и блестящие винтики. Такой диковинки, в деревне никто не видел, поэтому небольшой механизм поразил Бронникова. Решил он сделать такие же часы, но из привычного ему дерева.

 

Занимался он часами годами, да так упорно, что жители деревни признали его за сумасшедшего и даже поместили его в сумасшедший дом, но врачи быстро поняли, что он просто увлеченный человек, и выпустили.

А часы он сделал к губернской выставке 1837 года, и произвели они настоящий фурор.

Диаметр их 3,5 см. Корпус часов и отдельный для них футляр художественной работы сделаны из капа, механизм, циферблат и цепочка из пальмового дерева, стрелки, часовая и секундная — из жимолости, пружина — из закалённого бамбука, места для цифр в циферблате выложены перламутром, минутная стрелка тоже перламутровая.

Над этой «русской диковинкой» трудилось три поколения Бронниковых. Семён Иванович Бронников, его сыновья Михаил Семёнович Бронников и Николай Семёнович Бронников, а также его внук Николай Михайлович Бронников.

 Деревянные часы Бронниковых стоили дороже золотых и были очень востребованы в качестве уникального подарка.

Мастера-часовщики были неистощимы на выдумки. Каких только часов они не придумывали!

Фрацузские каминные часы, которые  при заводе могли двигаться. 1766 год  

 

А эти часы курьезны своей ценой. Фирмой  Шопар на ложе из 201 карата 874  разноцветных бриллиантов уложен маленький циферблат, совершенно потерявшийся среди великолепия разноцветных камней.  В 2000 году на аукционе они были проданы за 25 млн.долларов. Интересно, кому?

 

                                                           Красота Арт-Нуово

      Одной из первых французских фирм, специализировавшихся на наручных часах, была компания Патек -Филип. Основанная чешскими эмигрантами еще в 1839 году, она стала производить миниатюрные дамские часики, способные угодить взыскательным вкусам международной аристократии.

Наручные часы Патек-Филип, сделанные специально для венгерской графини Коцевич с ее гербом на створке. 1868 год

       

     А когда наступает эра всеобъемлющего стиля art-nuovo или art-deco, то фантазии часовых дел мастеров не знают удержу, но это опять-таки часы-кулоны или более редкие часы-броши.   

 

Часы арт-деко 1900-х гг.   Швейцарские часы-жук конца ХVШ в Часы-брошь. Швейцария 

     

    Драгоценный подарок к Пасхе

     Не только богатые и знаменитые, которые могут выложить миллионы долларов, фунтов стерлингов, йен,  любят изящество и красоту лучших работ бессмертного мастера Карла Фаберже (1846-1920).

Карл Фаберже  Михаил Евлампиевич Перхин. Из 52 императорских пасхальных яиц 28 изготовил мастер Перхин

     
     Я тоже люблю и любуюсь работами Фаберже.  И много писала о его произведениях, неизменно вызывающих восхищение, в первую очередь, императорскими пасхальными яйцами. Надо сказать, что у Карла Фаберже были идеи. Непосредственными изготовителей этих произведений искусства были его мастера. И первый и главный из них - Михаил Евлампиевич Перхин (1860-1903). В 26-летнем возрасте он стал главным мастером фирмы Фаберже и работал в ней до самой смерти. Именно Перхин отвечал за создание таких выдающихся произведений ювелирного искусства, как императорские пасхальные яйца. Клеймо Перхина - "М.П." носят все пасхальные яйца, выпущенные фирмой Фаберже с 1885-1886 до 1903 года.

     Но мы говорим сегодня о часах, а среди 54 императорских пасхальных яиц было несколько яиц-часов. Вот о них и пойдет речь.
    Вкратце их история такова: еще в начале ХVШ века ювелирами были изготовлены три яйца, нутри которых была курочка, а внутри курочки, кольцо. Одно из них хранилось в Датской королевской сокровищнице, и в 1885 году Александр Ш заказал у петербургского ювелира Карла Фаберже подобное яйцо в подарок на Пасху жене (датской принцессе Дагмаре, в России Мария Федоровна), которая такое же яйцо видела в своем детстве в Дании.
     С этого года каждый год на Пасху император заказывал императрице яйцо с сюрпризом. Когда Александр Ш умер в 1894 году, и на престол взошел его сын Николай П, то он на Пасху у Фаберже стал заказывать по два яйца, совершенно разных. Одно – в подарок матери, второе в подарок жене Александре Федоровне. Вот среди них и были яйца-часы.
 

 «Синее яйцо-часы со змеей»,  1887 год  

       Напоминают вазы севрского фарфора. Подарок Александра Ш жене императрице Марии Федоровне.  Синяя эмаль, на белой эмали римские цифры. Неподвижная змея указывает на час. Так как это яйцо-часы, то никакого сюрприза нет. Ныне хранится в коллекции князей Монако. Дизайн этого яйца мастера Фаберже повторили в яйце-часах для герцогини Мальборо, позднее, в 1902 году.

«Яйцо с букетом лилий, или иногда называют «Лилии Мадонны»», 1899 г.

                               

Подарено молодой императрице  Александре Федоровне  на пасху 1899 года. В нижней части устроен часовой механизм, в верхней хранился сюрприз.  Цифры римские,  и время указывает неподвижная стрелка, изображающая стрелу Амура. Яйцо украшено венком из роз, из которых вырастают лилии из белого агата с бриллиантовыми тычинками и листочками из зеленого золота. Сюрпризом был пандан с розами, но, к сожалению, он  утерян.

Одно из 10 императорских яиц, хранящихся в Оружейной палате Московского Кремля.

Яйцо «Петушок», 1900 г.

 Изготовлен к пасхе 1900 года. По одним сведениям, это подарок почтительного сына Николая Второго своей матери, вдовствующей императрице Марии Федоровны. Встречаются отметки, что яйцо было подарено Николаем П на крестины князя Имеретинского. Представляют собой яйцо, покрытое темно-синей эмалью, украшенное золотом, платиной, жемчугом и бриллиантами. Каждый час или при нажатии кнопки, выскакивает петушок из разноцветного золота и поет.

Помимо собственно императорских пасхальных яиц, Карл Фаберже и его известные мастера М.Перхин и Я.Вигстром  создавали яйца-часы, похожие на императорские, для европейской аристократии и русских богачей.

«Часы Юсуповых», 1907 г.

  

    Князь Феликс Юсупов, граф Сумароков-Эльстон, подарил эти часы своей супруге Зинаиде Юсуповой на Пасху 1907 года, в честь их серебряной свадьбы. Они несколько напоминают императорское «Яйцо с синей змеей», но имеютсобственный дизайн. Сиреневая волнистая эмаль, украшенная золотыми деталями- гирляндами, выполнено в стиле Людовика ХVI. Гирлянды когда-то (предположительно) держали медальоны самого князя Юсупова и его двух сыновей – Феликса (убийцы Распутина) и Николая. Сейчас передний медальон украшает большая буква “S” – первая буква фамилии нынешних владельцев – Синдоз. Вот это воистину «ярмарка тщеславия!».

     Неподвижна стрелка-змея, циферблат белой эмали с римскими цифрами вращается. Сделано из желтого и красного золота, цифры украшены мелкими бриллиантами, использован жемчуг. Яйцо-часы покоится на трех пилястрах, кончающихся лапами льва. Довольно большое - высотой 27 см. Ныне находятся в частном фонде Синдоз в Швейцарии.

«Розовое яйцо-часы со змеей»,   1902 год

  

Красивая, богатая  и несчастная Консуэло, гецогиня Мальборо

                              

     В 1902 году дочь американского миллионера Консуэло Вандербильт, в замужестве герцогиня Мальборо, побывала в России. Она была поражена красотой работ мастеров Фаберже, вовсе тогда не обладавших международной известностью. Познакомившись с каталогом работ, она заказала яйцо-часы, полностью, за исключением цвета, совпадаюшим с императорским яйцом-часами «Синим со змеей» 1887 года (см.выше)

Вскоре яйцо-часы , получившее название «Розовое яйцо-часы со змеей», было готово. На треугольном пьедестале с герцогским гербом часы-яйцо из розово-сиреневой эмали снизу обвито змеей, которая и является стрелкой на вращающемся циферблате с римскими цифрами. Циферблат украшен мелким жемчугом, а цифры выложены бриллиантами.

Интересна и судьба этих часов.
      В 1921 году, после 26 лет брака, герцогиня развелась с герцогом, и тут же вышла замуж за французского летчика Жака Бальсана, с которым прожила в счастливом браке до конца его жизни (1956 год).
       В 1926 году  проходил благотворительный аукцион в пользу детского госпиталя. Консуэло отдала на аукцион драгоценные часы, и их купила очень известная в то время певица Ганна Вальска, котороя была женой чикагского богача Мак-Кормика, владельца компаниии International Harvester, продававшая специи и различные составляющие для продуктов. И сегодня на прилавках магазинов можно увидеть специи Мак-Кормика.
     В 1965 году имущество певицы было выставлено на аукцион. Часы купил  Малькольм Форбс, владелец знаменитого экономического журнала «Форбс», собиратель большой коллекции Фаберже.
     В  2004 году наследники Малькольма Форбса продали всю коллекцию за более, чем 100  миллионов долларов  (называется цифра и 150 млн., и 187 млн., и 189 млн.дол.) русскому предпринимателю Виктору  Вексельбергу и теперь оно выставлено в Музее Фаберже в Петербурге, в России.

 
«Яйцо Ротшильда», 1902 год 

Мастер Михаил Перхин. Золото, платина, жемчуг, прозрачная розовая и белая эмаль. Закрытое 27 см. открытое 31 см.


      На лицевой стороне находятся миниатюрные часы, "сюрприз" - автоматический петушок, который каждый час, с длительностью "выступления" в 15 секунд, расправляет крылья, взмахивает ими четыре раза, три раза кланяется своей головой, раскрывает клюв и поет. Затем колокольчик отбивает часовые удары.

     Это яйцо было приобретено у фирмы Фаберже семьей Мориса (уроженец Одессы, нефтяной магнат из Баку) и Беатрис (урожденной Ротшильд) Эфрусси в 1902 году. В 1905 году  состоялась помолвка младшего брата Беатрис барона Эдуарда Ротшильда с Жермен Хальфен  и часы были подарены молодым в честь их помолвки.

     Целый век о яйце ничего не было известно, они хранились в частном собрании семьи Ротшильдов. В 2007 году попали на аукцион "Кристис" в Лондоне. За рекордную сумму в 18,5 миллиона долларов их купил миллиардер Александр  Иванов, владелец «Русского Национального Музея в Баден-Бадене, в котором находится одна из крупнейших коллекций работ Карла Фаберже. В 2014 году Александр Иванов передал эти яйцо-часы Государственному Эрмитажу.

Яйцо-часы  «Шантеклер»,  1904 год

Последнее из серии семи пасхальных яиц Кельха.

Ювелирное пасхальное яйцо-часы изготовлено из жёлтого, зелёного и красного золота, украшено алмазами, прозрачной светло-голубой и бело-зелёной эмалью, серебром, опоясано фризом, выложенным из жемчуга. В эмалированное прозрачной синей эмалью пасхальное яйцо вмонтированы часы.

На вершине яйца плоская, ажурно орнаментированная, розетка скрывает сюрприз — механического золотого эмалированного петушка (шантеклера), усыпанного алмазами. С наступлением каждого нового часа верхушка откидывается, из-под верхней ажурной крышки изделия особый механизм поднимает механического петушка, способного взмахивать крыльями, открывать клюв и петь.

История  этого яйца-часов такова:
Варвара Базанова была одной из богатейших женщин, наследницей Ленских золотых приисков, огромной промышленной и судостроительной империи. Замуж она вышла за  небогатого «русского немца» Николая Кельха, умершего в 1896 году.

Следом Варвара Кельх вышла замуж за брата покойного мужа – Александра Кельха, который души не чаял в жене. Каждый год ( с 1898 по 1904 годы),  к Пасхе он заказывал  жене у Фаберже по прекрасному яйцу, напоминающих императорские. И это яйцо-часы «Шантеклер» было последним.

Александр Кельх так неумело управлялся с финансами жены, что почти разорил ее.  Справедливости ради стоит сказать, что неудаче в делах способствовала русско-японская война, оказавшая ужасающее воздействие на весь сибирский регион. Но как бы то ни было, Варвара оставила мужа, и со своими драгоценностями отбыла в славный город Париж.

     Революция окончательно довершила разорение мадам Кельх, ей пришлось расстаться со многими драгоценностями, и в том числе с яйцами работы Фаберже. Шесть из них  в  1928 году  купил ювелир Гринберг для  магазина «Le Ville Russie”. Большинство из них ушло за океан. 
С 1949 года принадлежало известному собирателю работ Фаберже доктору Морису Синдозу. Было продано Кристи, а в 1966 году Малькольм Форбс, который давно отслеживал путь часов, купил его.
Вместе со всей коллекцией Малькольма Форбса было куплено Виктором Вексельбергом и увезено в Россию.

Наряду с затейливыми, блистающими разноцветной эмалью и камнями, с сюрпризами внутри, фабрики Фаберже выпускали менее дорогие пасхальные часы, доступные среднему классу.


Яйцо Фаберже «Яйцо-Часы» 1903г.


Миниатюрное (высота 6,5 см) часы-яйцо были изготовлены в Санкт-Петербурге, в мастерской фирмы Карла Фаберже мастером Перхиным М. Е. в период между 1896 и 1903 годами. Сделано из бовенита и серебра. На яйце имеются круглые часы с римскими цифрами, которые обрамлены серебряным венком, от которого отходят серебряные орнаменты. Яйцо установлено на трех ногах, так же выполненных из серебра. Сюрприз — скрещённые якоря со скипетром. Является одним из яиц, история которых неизвестна.

Это яйцо Фаберже продано на аукционе в аукционном доме «Гелос» в 2003 году неизвестному бизнесмену из Москвы. Частная коллекция, Москва.   Стартовая цена была назначена в 1 млн. 50 тыс. руб. За сколько продано – не сообщается. Находится в частном собрании в Москве.
 

Яйцо-Часы «Букет Желтых Лилий»"    1893 год

  Обрусевший  доктор Иоганн-Георг Метцгер (1938-1909)

     
     Голландский доктор Иоганн-Георг Метцгер увлекался массажем, и иногда достигал хороших результатов. Царская семья Романовых была обременена букетом болезней, и в 1886 году доктор был приглашен в Россию на должность врача-массажиста. Он пользовал императора и императрицу, но все изменилось после 17 октября 1888 года, когда царский поезд сошел с рельсов и перевернулся. Это случилось под Харьковом, на станции Борки. Император Александр III был очень силен физически, но и он надорвался, когда держал на себе крышу вагона, чтобы могли вытащить принцесс.

После этих событий только массаж приносил облегчение постоянным болям в спине императора, и тут пригодился исключительный опыт доктора Метцгера. Александр III очень ценил помошь врача: За свои труды 26 мая 1886 года он был награжден орденом Станислава 2-ой степени. В 1892 году доктор был награжден орденом Св. Станислава 1-ой степени, что давало право на русское потомственное дворянствo.

В 1893 году доктор Метцгер праздновал серебряную свадьбу, и к Новому году негласно получил от царя драгоценный подарок – часы из нефрита, в стиле Людовика ХVI стоимостью в 2 тыс.рублей, что равнялось приблизительной стоимости императорских пасхальный яиц. Сам Фаберже назвал часы жадеитовыми, но это был куда более дорогой нефрит, добыча которого в России была на низком уровне: за 50 лет до революции было добыто всего 200 тонн нефрита.

Царь отдал добычу этого камня в руки иностранца – Карла Верфеля, у которого многие годы Фаберже и покупал этот зеленый полупрозрачный камень.

Яйцо-часы были выполнены из нефрита, золота, жемчуга и алмазов. Довольно высокие – 25 см. И самое удивительное – похожи на императорское яйцо «Букет лилий», подаренное молодой царице Александре Федоровне на 1899 года.

Это вызывало большие споры экспертов: может ли Фаберже для подарка императора жене взять за образец часы, разработанные прежде. Но факт остается фактом.

Она появиось на аукционе Сотбис в Женеве столетие спустя, в 1992 году, превысило эстимейт в четыре с лишним раза, ушло за 100 тыс.долларов. Ныне находится в  коллекции  Мишеля Камидиана (Париж).

 

       Золотое яйцо с часами   1887 г.

Но самый невероятное приключение досталось на долю этого яйца. Первые императорския пасхальные яйца не имеют клейм ни самого Фаберже, ни его мастеров.  Это было третье яйцо, подаренное на пасху 1887 года, императором Александром Ш жене, императрице Марии Федоровне, которая после смерти мужа жила в Аничковом дворце, где и хранила все подарки мужа.

Сюрпризом были  часы дорогой швейцарской фирмы  «Vacheron Constantin». Часики не только показывали время, в них был встроен будильник, секундомер, а также достаточно сложный механизм. 

     
     Марии Федоровне, в отличии от сына Николая П и его семьи, удалось ускользнуть от большевиков, и уехать на родину в Данию. Сокровища были оставлены во дворце.

     После национализации дворца яйцо Фаберже попало в Оружейную палату Кремля и... испарилось,  с 1922-го года считалось одним из  восьми пропавших императорских яиц.

     А дальше события разворачивались так: следы яйца были обнаружены в 1964 году, потом опять затерялись, и только в 2000-х гг. о них вспомнили, но где яйцо-часы находятся,  не знал никто.

     Прошло еще с десяток лет. Один американский торговец золотым ломом как-то на блошином рынке увидел изящную золотую безделицу, и купил ее за немалые для него деньги – 14 тыс.долларов, надеясь продать за  15 тыс. Но покупателей не находилось, и он уж было хотел отдать ее как золотой лом, на переплавку. Да как-то вертел в руках, неизвестно, на что нажал, и яйцо открылось. Показались часы с надписью «Vacheron Constantin». Имя это ему было незнакомо, и он пошел на Google, чтобы узнать истинную цену этим часам. В одном из линков он обнаружил связь между этим именем и фамилией Фаберже, а это для него пахло миллионами.

     Он связался не с американской, а английской фирмой, торгующей антиквариатом,

     И услышав слово «Фаберже», сам хозяин фирмы прилетел в эту американскую провинцию (ни имя владельца, ни место его жизни не публикуются), и на простом кухонном столе увидел пропавший шедевр Фаберже. Золото, сапфиры, бриллианты... Некоторые драгоценные камни исчезли, некоторые, например, крупный чистый сапфир, остались. У владельца английская фирма купила эти часы за миллионы, а продала неизвестному покупателю за 33 миллиона.

 

 «Ледяное яйцо Нобеля» 1914 года.

Одно из самых загадочных яиц-часов Фаберже. Очень мало информации.

Оно было изготовлено для Эммануила Нобеля, нефтепромышленника и инженера, и племянника Альфреда Нобеля, изобретателя динамита и основателя Нобелевской премии. Значится, что в подарок «Другу». Кто был этот «друг», остается загадкой, хотя, судя по сюрпризу, часикам-кулону, это, скорее всего, женщина, но кто она, не установлено.

Эммануил Нобель был известен связями с оппозиционными и революционными кругами. С одновременного выступления рабочих на его предприятиях Выборгской стороны Петербурга 23 февраля 1917 года началась Февральская революция. Ну, за что боролся, на то и напоролся. Его предприятия были национализированы, сам он покинул Россию, в 1918 году, и проживал на родине предков, в Швеции. Умер  в 1932 году в Швеции.

 

Портрет Нобеля работы Серова (1859-1932)    

     
     По сравнению с другими пасхальными яйцами, и яйцами-часами, маленькая шкатулка в форме яйца, кажется простоватой. Но, как все, что выходило из мастерских Фаберже, в нем есть определенная «изюмнка».

Как правило, после смерти Михаила Перхина, о мастерах, изготавливавших изделия, мало что известно – их стало слишком много. Но об одном мастере упомянуть стоит. Это единственная женщина-дизайнер фирмы  Алма  Тересия Пил-Клее. Она не пришла с улицы - была дочерью управляющего произвоством Фаберже в Москве и внучкой управляюэщего производством Фаберже в Петербурге. Ее любимой темой были морозные узоры. Она и придумала дизайн «Ледяного яйца» Нобеля.

        Покрытие из эмали уникально: сочетанием чередующихся слоев серебряной, белой и прозрачной эмали, каждый из которых отдельно окрашен и гравирован, имитируя заиндевевшую ледяную поверхность, которая мерцает, создавая впечатление морозного зимнего утра. Шкатулка-яйцо сделана из платины, а края открывающихся створок украшены маленькими жемчужинами.

     Внутри яйца помещены часы-кулон, напоминающие снежинку. Их корпус тоже сделан из платины. Имеет детали из горного хрусталя и алмазов, составляющих ледяные узоры, которые немного прикрывают циферблат. Интересно, кому был сделан этот изящный в своей простоте подарок?!

На одном из сайтов нашла сведения, что это яйцо оценивается в 50 млн.дол. Так ли это?!

Нобель подарки делать любил.  По воспоминанию Франца Бирбаума, главного мастера фирмы Фаберже, "Э. Нобель отличался особой щедростью на подарки, иной раз казалось, что это его главное занятие и удовольствие».

На одной из его вечеринок дамам раздавали броши-кулоны, тоже «ледяные» по дизайну той же Алмы Пил.

     Фирма Фаберже специализировалась на заказах Кабинета его Императорского Величества, и на заказах непосредственно императорской семьи. Но с ростом производства, с увеличением работников и мастеров, стали производиться изделия для внутреннего рынка, более упрощенной формы. Например, настольные часы:

Часы в стиле картель, мастер Михаил Перхин, 1890  

     
     Часы вырезаны из агата с золотой отделкой, на обратной стороне выгравирована монограмма Великой Княгини Марии Александровны.

«Свадебные часы» Фаберже 1895 года  

     
     Например, настольные часы, получившие название «свадебные». Это одна из первых совместных покупок, сделанная в 1895 году Николаем II и Александрой Федоровной через несколько недель после свадьбы.

Работы Михаила Перхина


     В 2007 году правнучка ювелира Татьяна Фаберже продала бренд прадеда французскому ювелиру (арабского происхождения) Заави. Опять появляются работы «в стиле Фаберже».