Мозаика прошедших дней

Наталии Киселевой

Новая глава

"Я - не торговец нефтью, я - архитектор бизнеса"

«Искусство должно радовать» - Галуст Гульбенкян

Тема этой главки - покупка шедевров из Эрмитажа армянским миллиардером Галустом Гульбенкяном. Я не пишу биографию миллиардера, я не описываю его Музей в Лиссабоне, я пытаюсь рассказать о шедеврах живописи, украшавших императорский Эрмитаж и ставшими ненужными большевистскому режиму, и перешедших в руки этого коллекционера.

Восточных торговцев мы привыкли представлять какими-то сказочными персонажами – в чалме, халатах и в туфлях с загнутыми носами. Под это клише никак не подходит Галуст Гульбенкян, потомку князей Рштуни, которым еще с 1У в.н.э. принадлежали земли южнее озера Ван, которое в древности называли «морем Рштуни». Позднее они перебрались в древнюю область Каппадокию, а когда оказались под властью Османской империи, то их фамилией стало Гульбенкян. Они сохранили армянский язык и обычаи, так и не став турками.

Карта Римской империи на стене Колизея. Справа – Капийское море. Южнее территория современной Турции, на которой и жили предки Гулбенкянов.

Отцом Галуста Гульбенкяна (1869-1955) был вполне успешный и вполне богатый торговец из селения Скутари близ Стамбула, где в 1869 году родился мальчик Галуст. Он получил прекрасное образование в Париже и в Лондоне, владел несколькими языками и был весьма европеизирован.

Младший Гульбенкян был первым, кто обратил свой взор к нефти на Ближнем Востоке, и его Iraq Petroleum Company принесла ему огромное богаство. За хитроумие и умение избежать подводных рифов в бизнесе его называли «Нефтяным Талейраном». Иногда называли еще «Господином 5 процентов» за то, что он всегда выговаривал себе этот процент при посреднических сделках.

В 1887 году он закончил образование в Королевском колледже Лондонского Университета, получив диплом инженера-нефтянника. И первым делом отправился в Баку, на нефтяные промыслы. В 22 года Галуст написал работу о нефтяяных месторождениях на Апшеронском полуострове, которая сразу же привлекла внимание интересующихся этой сферой. Начинался автомобильный бум, и нефть стала необходима всем. Особо заинтересовался этой работой министр шахт Османской Империи и поручил молодому инженеру серьезно обследовать Месопотамию на предмет нахождения нефти.

Там Гульбенкян и нашел богатейшие нефтяные месторождения. Отец дал ему 30 тысяч фунтов стерлингов (по тому времени достаточно большую сумму денег) на открытие собственного бизнеса. Галуст Гулбенкян создал свою компанию и деньги потекли к нему рекой.

Из легкомысленного Парижа он переехал в более прагматичный Лондон, где и обосновался надолго. Женится он, конечно, на армянке Нвард Есаян, и у него рождается сын, а затем и дочь.

Но я бы не стала писать о нем статью, мало ли на свете удачливых бизнесменов, если бы ни одно обстоятельство: он был страстным коллекционером, обладал хорошим вкусом и был знатоком искусства, особенно восточного. Всю жизнь он скупал исторические раритеты, предметы искусства, картины, бронзу, фарфор и пр. Правда, довольно бессистемно. Вкус у него был хороший, но коллекции его были очень эклектичными. Девизом его стали слова «Only the best» - «Только самое лучшее».

Его страсть коллекционера была не прихотью новоявленного богача, а проявилась еще в детстве: в 10-летнем возрасте маленький Галуст сэкономил из карманных денег 50 пиастров и потратил ее на коллекцию древних монет, которые он заприметил на Стамбульском базаре. Галуст Гулбенкян стал страстным нумизматом и коллекция монет, выставленная в его музее в Лиссабоне, является едва ли не лучшей в мире

В 1896 году по Османской империи прокатилась (уж в который раз!) волна погромов армян. Родители Галуста переехали в более спокойный Египет. Навещая своих родителей, он в Каире познакомился с русскими нефтепромышленниками братьями Манташевыми (кстати, тоже армянами), которые впоследствии и свели Гульбенкяна с представителями советской власти.

Его страсть к собиранию художественных сокровищ росла вместе с его богатством.

В 1902 году Гульбенкян принял английское гражданство, хотя жил он в Париже по адресу 51, авеню Йены. Там и разместилась его драгоценная коллекция, которую он именовал не иначе как «мои дети».

В Стамбуле (Константинополе) в 1920 году собралась большая русская колония, а неподалеку в Галлиполи стояли интернированные русские войска. Всего в Турции насчитывалось тогда 150 тысяч русских беженцев. У титулованных и нетитулованных дворян и купцов было немало ценностей, которые они вынуждены были продавать, чтобы как-то приспособиться к новой жизни. Вот там-то Галуст Гулбекян и пополнил свои коллекции.

Но опять-таки не эти факты привлекают внимание российского читателя, а то, что Галуст Гульбенкян был первым, кому были проданы предметы из Государственного Эрмитажа. Он обошел даже «большого друга Советского Союза», как величала его советская пресса, а на самом деле «международного разбойника», как впрямую называла его пресса западная, – Арманда Хаммера.

Справка из Википедии: Всего из залов и запасников музея (Эрмитажа) было отобрано 2880 картин, 350 из которых представляли собою произведения значительной художественной ценности, а 59 — шедевры мирового значения; небольшая часть из них, не найдя покупателя, всё же вернулась обратно, но 48 знаменитых шедевров навсегда покинули Россию — включая работы таких мастеров, как Ян ван Эйк, Тициан, Рембрандт и Рафаэль. Некоторые из этих полотен находились в собрании музея ещё со времён его основания Екатериной Великой. Была продана также часть коллекции нидерландской и фламандской живописи, собранная и завещанная музею П. П. Семёновым-Тян-Шанским, а также часть собраний, национализированных после революции (например, шедевры Строгановского дворца). Кроме того, из Эрмитажа распродавали дожественное серебро,бронзу, нумизматические коллекции, византийские эмали.

С началом индустриализации большевикам понадобились огромные средства. Одним из поступлений была продажа нефти. Гульбенкян выступал посредником при продаже советской нефти и волей неволей у него зародились довольно теплые отношения с Г.Л.Пятаковым, который тогда был в фаворе у Сталина.

Сам Гохман в Париж не поехал, он нашел двух темных венских дельцов, антиквара Антона Фогеля и мелкого биржевого маклера Шиманского, которые и отправились в Париж.

Когда на Запад просочились слухи, что большевики собираются распродать шедевы Эрмитажа, у коллекционеров просто зачесались руки. Гульбенкян был первый, кому удалась купить шедевры из государственного собрания в апреле 1929 года.

Пятаков намекнул Галусту, что Эрмитаж может поступиться частью картин в его пользу. «Нефтяной король» тут же попросил продать ему несколько работ первого ряда, куда входили «Юдифь» Джорджоне, «Блудный сын» Рембрандта и «Персей и Андромеда» Рубенса. Его запрос сочли чрезмерным, и эти картины и поныне украшают залы Эрмитажа.

Но, будучи заинтересованы в Гюльбенкяне, Микоян и Пятаков, не считаясь с возражениями Эрмитажа, настаивают на продаже столового императорского серебра из 24 предметов работы французских мастеров ХУШ века, и нескольких картин художников второго ряда. В 1929 году Советское паравительство продает не самые известные произведения из Эрмитажа. Так, в первую сделку с Гульбенкяном вошли три картины (две — Гюбера Робера, на них изображены сцены приведения в порядок Версальского парка, пострадавшего от урагана), и стол-секретер Людовика ХVI работы прославленного парижского мебельщика Ризенера. ( У Гульбенкяна собралась весьма интересная коллекция французской мебели и гобеленов).

Советское правительство получило от этой первой эрмитажной продажи, включая упаковку и транспортные расходы от Ленинграда до Берлина, всего 54 150 фунтов стерлингов. И в договоре купли-продажи значилось, что эти предметы из Эрмитажа.

Часть императорского сервиза Елизаветы Петровны, ХУШ век. Работа французских мастеров.

Позднее такие сведения в договорах отсутствовали, и известны эти предметы по каталогам Эрмитажа царской России.

В октябре 1929 года в США началась великая депрессия, многие богачи лишились своих состояний. Европу Великая Депрессия тоже коснулась. Рынок антикварных предметов был перенасыщен, и это заставило Советское правительство согласиться на продажу предметов и картин художников первого ряда.

В январе 1930 года была совершена следующая сделка с нефтяным бароном.

Гульбенкян получил еще 15 изделий французских серебрянных дел мастеров, и замечательную работа Питера Пауля Рубенса «Портрет Елены Фоурмен в полный рост». Цена за всю эту покупку составляла 150 фунтов стерлингов, причем серебро, и в том числе серебряный сервиз последнего русского царя, «ушли» за 100 тысяч ф.ст., а Рубенс – всего за 50 тыс. ф.ст.

Портрет Елены Фурман, второй жены Рубенса, на которой он женился в 1630 году. Она была почти на 30 лет моложе мужа. Портрет датируется 1630-1632 годом.
Дочь друга Рубенса, торговца коврами Даниеля Фурмана, родила ему пятерых детей, причём самый младший родился уже после смерти Рубенса. После смерти художника Елена Фурман вышла замуж за Яна Баптиста ван Брукховена, которому родила сына Яна.

СССР отчаянно нуждалась в валюте. И пусть это были несоизмеримые деньги по отношению к реальной стоимости проданного, пусть, лишь бы хоть какие-то деньги! И в мае 1930 года очередная партия картин из Эрмитажа отправляется к Гульбенкяну.

Проданы драгоценности последний императрицы работы выдающегося парижского ювелира Рене Лалика, за которыми особенно охотился нефтяной барон, собрав замечательную коллекцию работ этого выдающегося мастера арт-нуово, более 150 работ. Коллекция Лалика занимает ныне целый зал в Музее Галуста Гулбекяна в португальской столице.

Украшения Лалика из коллекции Гульбенкяна

В руки Гульбенкяна попадают пять картин ( две работы Рембрандта, по одной Терборха, Ватто и Лакре). Но главной добычей Гульбенкяна становится замечательная скульптура Гудона «Диана-охотница».

«Антиквариат» (советская контора по торговле с заграницей предметами искусства) получает за вторую покупку 140 тыс.фунтов стерлингов, из которых за «Диану» заплатил Гульбенкян 20 тыс. ф.ст.

Он оставляет себе картину Рембрандта «Афина Паллада» (иногда название картины совершенно другое – «Александр Македонский») и скульптуру Гудона, другие четыре картины по предварительной договоренности проданы известному парижскому антиквару Натану Вильденштейну за 100 тысяч 250 ф.ст., т.е. и скульптура Гудона и полотно Рембрандта обошлась миллиардеру в 39 тыс.750 ф.ст. Вот это удача!

Ж.А.Гудон «Диана-охотница», 1780 г.
Один из портретов Дианы де Пуатье

Беломраморную Диану Гудона для Екатерины П купили у автора. Первое изображение абсолютно нагой Дианы, которая лицом и прической напоминает фаворитку короля Генриха П Французского Диану де Пуатье. Обычно Диану-римскую богиню девственницу изображали в тунике, но Гудон знал, что Диана де Пуатье обладала столь совершенным телом, что охотно позировала полуобнаженной. Гудон решился на изображение Дианы-охотницы в столь же откровенном виде.

Она представлена во время охоты, бегущей, с луком и колчаном. Обращает внимание легкость мраморной статуи – Диана касается пьедестала только пальцами левой ноги. Правда дополнительная опора – куст зелени, но его почти не замечаешь. Несравненная работа Гудона – цель всей покупки Гульбенкяна.

Еще одна покупка из Эрмитажа. Прекрасная работа Рембрандта ван Рейна. Афина-Паллада или Александр Македонский? 1660-1661 гг.

Более века это полотно кочевало из коллекции в коллекцию, пока не очутилось в коллекции известного гравера и собирателя старых мастеров графа де Бодуэна. В описи коллекции графа эта работа Рембрандт значилась как Портрет Александра (Македонского) в доспехе Паллады».

В 1781 году русский посланник купил это полотно в подарок Екатерине П. В самом раннем рукописном каталоге Эрмитажа (1773 — 1785) полотно Рембрандта упоминалось под названием «Афина-Паллада». Как только не называли это полотно в дальнейшем - и «Марсом», и «Портретом Титуса», и «Молодым воином». Но как бы не называли это полотно, несомненно одно - оно является невероятно интересной работой великого голландца. И вот из Эрмитажа оно переместилось почти на родину, во всяком случае, в Европу, – в парижский особняк Галуста Гульбекяна.

Но его дела с русскими еще не завершились – при его поддержке русская нефть продавалась в Европу почти контрабандно, но приносила столь необходимую для индустриализации валюту.

А за это Гульбенкян попросил продать еще одну работу Рембрандта из Эрмитажа «Портрет старика», которую главный хранитель художественной галереи Эрмитажа с 1885 по 1909 год Андрей Иванович Сомов (кстати, отец художника-мирискуссника Константина Андреевича Сомова), называл одной из лучших картин художника. Еще в первом советском каталоге Эрмитажа 1923 года она занимала видное место, а вот в 1930 году была продана Гульбенкяну за 30 000 ф.с. Сущая безделица! Правда, это была как бы плата за помощь Гульбенкяна в продаже советской нефти. Почти подарок!

Портрет старика более психологичен и достоверен, чем живописное, но неглубокое полотно «Афина-Паллада». В это лицо хочется всматриваться вновь и вновь, и для нефтемагната такая покупка была свехудачей!

В конце Х1Х – начале ХХ века необычайно популярными были работы парижского ювелира Рене Лалика, который в русле нового тогда течения art-nauvо использовал не только драгоценные камни, но и нетрадиционные материалы – слоновую кость, дерево, металл. У него покупали драгоценности и европейские дивы (говорят, Сара Бернар и познакомила ювелира с миллиардером Гульбенкяном), и последняя русская царица, и ее окружение.

В 1903 году в Сант-Петербурге с большим успехом прошла международная выставка «Современное искусство». Лалик представил множество интересных украшений, и многие из них были распроданы прямо на выставке. Но ещев 1902 году в мастерской ювелира в Париже было куплено пять работ Музеем Художественно-технического училища барона Штиглица за 4500 франков, а уж из Музея этого училища они попали в Государственный Эрмитаж, а затем были проданы Галусту Гульбенкяну, который чрезвычайно увлекался работой Лалика и стал его меценатом, и собрал коллекцию произведений художника из 150 предметов. В ней есть и работы из Эрмитажа. Все, кто побывал в Музее Гульбекяна в Лиссабоне, отмечают невероятную красоту и необычность этих маленьких шедевров.

Например, вот эта стопа

Всего нефтяной барон купил у советского правительства 51 интереснейшую работу из Эрмитажа за 278 900 фунтов стерлингов (учитывая, что 4 работы были проданы Натану Вильденштейну). Надо отметить, что несмотря на страсть коллекционера, Галуст Гульбенкян нигде и никогда более не купил работы такого уровня.

Но стороны расстались, недовольные друг другом – большевики считали, что продешевили, а Гульбенкян отправил Г.Л.Пятакову длинное письмо-меморандум, в котором указывал на глупость и недальновидность руководства фирмой «Антиквар», через которых и осуществлялись эти купли-продажи:

Из меморандума Г.Л.Пятакову 17 июля 1930 г.
...что я всегда придерживался тезиса, что произведения, хранящиеся в Ваших музеях на протяжении многих лет, не должны распродаваться, ибо они представляют собой не только национальное достояние, но и обширный воспитательный фонд и, одновременно, величайшую национальную гордость, а если сведения об их распродаже проникнут в публику, то этим будет нанесен ущерб кредиту Вашего правительства.

.....................................................................................................................................................

Вы, вероятно, помните, что я всегда рекомендовал Вам и продолжаю советовать Вашим представителям не продавать Ваши музейные ценности, ну а если Вы все же собираетесь продавать их, то отдать мне предпочтение при равенстве цены, и просил держать меня в курсе того, что Вы намереваетесь продать.

Галуст Гульбенкян в старости

К слову сказать, чтобы «сохранить лицо» Советское правительство попросило Фрэнсиса Маттисона, молодого немецкого торговца произведениями искусства, составить список картин из русских собраний, которые ни в коем случае нельзя продавать ввиду их культурной и художественной ценности. Каково же было удивление Маттисона, когда он увидел в собрании Гульбенкяна картины из этого списка! Рубенс и Рембрандт не подлежали продаже, однако они были проданы одними из первых варварами из «Антиквариата».

Гульбенкян предложил Матиссону стать его советником по покупкам произведений искусств, но Маттисон предпочел стать на службу к американскому миллиардеру Андрю Меллону, который вскоре преобрел 21 работу из Эрмитажа всего за 6,5 млн.долларов. Но это совсем другая история, которую я рассказывала раньше.

А что же Галуст Гульбенкян?

Галерея живописи в парижской резиденции Гульбенкяна

В июне 1940 года фашисты оккупировали Париж. Над английским подданным нависла серьезная опасность. На роскошный особняк Гульбенкяна зарилась немецкая верхушка. Здание отстоял по каким-то, только ему ведомым каналам, зять Гульбенкяна, а самому миллиардеру пришлось просто-напросто бежать.

В 1942 году он получил дипломатический иммунитет при помощи своего соседа по особняку 51 Йена авеню – иранского представителя при правительстве Виши.

Коллекция свою миллиордер отправил на временное хранение в крупнейшие музеи – сначала во французские, а с началом П Мировой войны – в английские. После окончания войны коллекции оказались в Вашингтонской картинной галерее, и только в начале 50-х гг. Галуст Гульбенкян сумел собрать свои бесценные сокровища – «мои дети!», но не все, - в Лиссабоне, столице Португалии, в которой он и жил с 1942 года.

Чувствую, что его жизнь подходит к концу, он оставил огромные деньги «Фонду Галуста Гульбекяна» с тем, чтобы был построен музей его имени, в котором будет два раздела – восточное искусство и западоевропейское искусство. Но только в 1960 году, через пять лет после смерти нефтемагната, коллекции были собраны в одном месте. Сначала четыре года с 1965 по 1969 год, пока строилось специальное здание для музея, коллекции выставлялись во дворце маркизов Помбаль в пригороде Лиссабона в Оэйрасе, а затем в 1969 году Музей распахнул свои двери.

В этом дворце ныне размещается Академия Наук Гульбенкяна, полухимическая, полумедицинская.

Музейная же его коллекция его очень разношерстна, но интересна, а так как в Лиссабоне нет хорошего художественного музея, как в столицах других стран, то Музей Галуста Гульбенкяна и выполняет функцию такого хранилища художественных сокровищ.

Памятник Галусту Гульбенкяну в саду Музея. Сокол олицетворяет египетского бога Солнца и искусств Гора.

Подведем итоги всех демпинговых продаж из Эрмитажа, указанных в Википедии: Рафаэль – 5 полотен, Боттичелли – одно, Ван Дейк – 7 полотен, Рембрандт и его школа – 10 картин, Рубенс – 4 картины, Ван Эйк – 3 картины, по одной картине Боттичелии, Боутса, Веласкеса, Веронезе, Перуджино, Тициана, Тьеполо. На самом деле разбазаривание не ими собранных сокровищ шло на протяжении всех лет большевистского режима.