Мозаика прошедших дней

Наталии Киселевой

Дары волхвов

ДАРЫ ЗЕМЛИ- ДАРЫ ИСКУССТВА

Цветы, которые не вянут в течение столетий и фрукты, которые свежи пятьсот и более лет. Что за загадки?!  Посмотрите, видели ли вы что-либо подобное?

         

А ведь это портрет вполне конкретного человека – императора Священной Римской империи  полусумасшедшего Рудольфа П (1552-1612). О нем и его судьбе я писала в своей книге «Опавшие листья истории» в главе «Из праха восстав...»

             Правда, не зная, как отнесется венценосец к такому своему изображению, названа была картина «Портрет бога Вертумна» (Вертумн – древнеиталийский бог плодородия, родственный Церере и Помоне).

 Статуи Вертумна и Помоны в Летнем саду Санкт-Петербурга

         Сам Рудольф был, однако, весьма польщен и щедро наградил художника. В 1580 году Арчимбольдо получил дворянство, а в 1590 году за «Портрет Рудольфа П в виде Вертумна» титул пфальцграфа.

 Автопортрет. Джузеппе Арчимбольдо. 1575 г.

Родился Арчимбольдо  в Милане не то в 1526, не то в 1527 году. Его отец Бьяджо был церковным художником, а его дед – миланским архиепископом. Все говорило за то, что и он станет писать сюжеты для оформления церквей, соборов, дворцов миланской знати.

 Совместная работа отца и сына Арчимбольдо в витражах в Миланском соборе. Сцены из жития св.Екатерины

            Но его тянули другие сюжеты – портреты. Добившись признания на родине, в 1562 году Джузеппе Арчимбольдо был приглашен в Вену австрийским императором Максимиллианом,

 

Портрет императора Максимилиана II с семьёй. Копия с более ранней картины. Около 1563 года, Музей истории искусств в Вене

        В 1575 году перебрался в Прагу, где свой двор держал преемник Максимиллиана, его сын, последний император Священной Римской империи, Рудольф П. Джузеппе  был безумно занят – инженерные и фортификационные работы, организация бесконечных празднеств, маскарадов, театральных зрелищ при дворе императора занимали все его время. Над своими картинами из овощей, фруктов, корней и цветов он работал урывками, но тем не менее он создал картины, которые невозможно забыть. (В России не было ни одной картины Арчимбольдо, поэтому его имя для нас – открытие).

      Всего десятка два картин в стиле маньеризма, как определяют искусствоведы, некоторые называют его предтечей сюрреализма.

     Как правило, он писал серии картин, и первая серия его работ называлась «Времена года».

Было это в 1563 году для императора Максимиллиана.  

  Ни один художник не создавал ничего подобного!

Император был в восхищении и заказывал у художника авторские копии, чтобы посылать их в качестве подарков по дипломатическим каналам.

     Его следующий покровитель  Рудольф П заказал еще одну серию – «Четыре стихии» (или «Четыре элемента», как их иногда называют) – картины-загадки из животных, рыб, птиц, и даже пушек.

      

        Не отсюда ли берутся лебеди-слоны на картинах Сальватора Дали?!

       Прослужив при германском дворе 25 лет, Джузеппе Арчимбольдо вернулся в 1587 году в Милан. Он много работал в своей необычной манере и, не признанный на родине, отсылал свои картины в Прагу, к императору Рудольфу. Например, вот эту:

 

1590 г. Корзинка с фруктами, которая в перевернутом виде становится лицом человека. Кого?

            Умер Джузеппе Арчимбольдо в 1593 году, и был прочно и надолго забыт. Лишь в 30-х годах ХХ века о нем вспомнили и его живопись стала предметом обсуждения и восхваления. Бывают же люди, которые так опережают свое время !

                                                                                                      

        Летом 2006 года в Музее С.Гугенхайма в Нью-Йорке проходила очень представительная выставка «От Эль Греко до Пикассо». И среди прославленных имен и картин мало кто обратил внимание на необычные работы  Хуана Санчес-Котана (1561–1637).  А я их запомнила, и тогда мне на глаза попалась и надпись к картинам – бодегонес.

        Происходит название жанра от испанского bodega – харчевня, трактир для самых низов. Бодегонесами называли картины, где действие происходит в харчевне или на кухне, и действующими лицами в них являются не только люди, но и овощи, фрукты, убитая дичь и рыбы.

            Хуан Санчес-Котан родился в Оргасе. Учился у толедского художника Бласа дель Прадо, известного в то время благодаря своим натюрмортам.

         Хотя жанру бодегонес отдали дань многие испанские художники, в том числе и великий Веласкес, но у Котана они приобретают особое значение. Где это видано, что монах-картезианец с таким упоением воспевал жизнь во всех ее проявления, в том числе и в таких малых!  

          

Натюрморт с фруктами и овощами (около 1600)         Натюрморт с дыней и огурцом (1602)

     Хотя можно вспомнить старинную испанскую поговорку: «Бог может войти даже в глиняный горшок».

         Мало кто из живописцев в сорок лет  так круто менял кисть художника на сутану монаха – картезианца, а Хуан Санчес поменял. В 1604 году он стал монахом монастыря Сьерра де Гуадаррама. В конце жизни его перевели в картезианский монастырь в Гранаде. Здесь он и окончил свой земной путь, оставив нам картины-загадки. Что он хотел сказать этими натюрмортами?! А они ведь говорят с нами на своем языке.

     Натюрморт с дичью, овощами и фруктами  1602

Так и хочется сказать, что это шифрованные послания художника будущим поколениям, но не скажу, очередная красивость.

Хуан Санчес оставил немало картин, и на религиозные сюжеты, и в жанре бодегонес. Но до высот такой ясности и простоты, как в этих натюрмортах он более не поднялся, хотя и занимает достойное место среди испанских художников.

                                                                               

      А эстафету бодегонес у испанцев переняли жители их бывшей  колонии – голландцы, и их натюрморты стали изображением праздника жизни, но это были уже не бодегонeс..

          За эти годы множество художников рисовало цветы и плоды в бесчисленных натюрмортах, но это и вправду была неживая природа. Даже прославленный мастер натюрморта фламандский живописец Франс Снайдерс (1579 – 1657) писал невероятно прекрасные картины «мертвой природы», хотя природа здесь самая ни на есть живая, но он не одушевлял плоды земли, не наделял их человеческими качествами, он просто прославлял изобилие даров природы.

             

          Рыбная лавка  (1621)                                                                   Фруктовая лавка  1618-1521

           

          Овощная лавка.                                                                                   Мясная лавка

                 Интересно, что серия из этих четырех «Лавок» считается наиболее интересной среди 14 полотен Снейдерса в Эрмитаже. Когда-то  эти огромные полотна (2 метра на 3,5 метра каждая), ныне хранящиеся в Эрмитаже, были украшением гигантской столовой  фландрского архиепископа Антония Триста в Брюгге. Затем они перекочевали в коллекцию английского графа Роберта Уолпола. Через столетие его внук решил всю эту коллекцию продать Екатерине Второй. Так в 1778 году «Лавки» Снейдерса, и его же «Птичий концерт» переехали из графства Норфолк в Англии в Эрмитаж в Санкт-Петербург.

            Невероятное изобилие даров природы, кажется, готово вывалиться из рамы и хлынуть на паркет выставочного зала. Насыщенные цвета, правда жизни, переливы красок природы – все это приводит людей в восторг вот уже на протяжении трех веков. Про картины нельзя сказать, что это «натюрморт» (нем. – «мертвая природа»), нет – это сама жизнь во всем ее разнообразии.

     Особенно интересно на полотне сочетание действительно мертвой природы, например, мраморного изваяния, и живой природы – цветов.

 

          

          

                                                                                                                                                       

                    Прошло триста лет. За это время каких только натюрмортов художники не писали, но это были всего лишь картины  разнообразных букетов цветов – удивительных и прекрасных. Но никто так близко не подошел к изображению цветов и даже овощей  как к символам одинокой и сломанной судьбы как Винцент Ван Гог.

                          

  Ван Гог. Натюрморт  с капустой и картофелем. 1881               Ван Гог. Натюрморт с четырьмя подсолнухами. 1887

         У Ван Гога частенько не было ни гроша, и ему не на что было заказать натурщиков, поэтому он обращался к жанру натюрморта, но все его красочные и прекрасные картины «мертвой  природы» всегда выражали только одно – безнадежное одиночество и тоску. Нерадостным был этот полубезумец, и искусство его было тревожащим и кровоточащим, оттого-то и картины его не продавались, зато в наше время каждая картина Винцента Ван Гога стоит миллионы.

    Винсент ван Гог  Подсолнухи  1888  Цена  ок. $40,5 млн   Год продажи - 1987

                                                                                    

          Одно направление в живописи сменяет другое, и по-прежнему в центре внимания многих художников оказывается «мертвая природа».

       Но в одном направлении связь человека с природой является основополагающей.  В конце Х1Х века на сцену выступает новое направление – art deco, art нuovе, которое в России называлось  модернЦветочные мотивы в оформлении зданий, птицы и звери в скульптурных малых формах, вазы и лампы в виде цветов, необыкновенные витражи Луиса Комфорта Тиффани – все это становится интернациональным поветрием для испанца Гауди в соборе Святого Семейства в Барселоне, в доме миллионера Рябушинского в Москве, или в работах американца Тиффани. Направление арт-деко господствует в Европе и в Америке.

                             

«Дом с химерами» архитектора                 Деталь оформления особняка Рябушинского       Витраж Тиффани «Dogwood» 

 Владислава Городецкого 1901-1903 гг.    В Москве

       Но более всего связь человека с природой  отразил другой художник, малоизвестный в России. Уроженец Моравии Альфонс Муха  вновь обратился к теме цветов и плодов. Практически во всех его картинах присутствуют цветы, но две картины он посвятил именно этой  теме. Его картины «Цветы» и «Фрукты» заставляют нас вспомнить, что основная цель искусства – не эпатаж, не стремление любыми средствами показать свою индивидуальность, свое «я»,  а стремление выразить красоту, которая остается нетленной.

                 

                                       

                                                              

              Цветы. 1897                                                                                Фрукты. 1897

           Женщина-цветок на картине кажется воплощением нежности и красоты, которую даруют цветы, а жгучая женщина-вамп на картине «Женщина-фрукты» кажется воплощением страсти и гордости, заключенной в огромных кистях черного винограда.

                                                                          

            Но картинами дело не ограничивается.  Цветы, фрукты, злаки служат не только натурой для художников, но и сами по себе являются украшением жизни. Так, в штате Южная Дакота городке Митчелле есть гордость города «Кукурузный дворец».

            

          В 1804-1806 гг.  проходила экспедиция Меривезера Льюиса  и Уильяма Кларка, которые по поручению вновь избранного Президента США Томаса Джефферсона должны были найти кратчайший путь по рекам от океана до океана. Проходя по  территории нынешней Южной Дакоты они назвали ее Великой пустыней Америки, которую населяют только бизоны.

          В 1877 году по Южной и Северной Дакоте прокатилось мощное восстание индейцев племени сиу под руководством известного военачальника по имени Бешеная Лошадь. Восстание с большим трудом и большими потерями было подавлено, и на землях сиу спешно стали закладываться городки как оплот государственной власти. В 1880 году появился в Южной Дакоте городок Митчелл. Спустя 12 лет власти Митчелла захотели делом опровергнуть слова Льюиса и Кларка. Было построено деревянное здание, весь фасад которого украшали овощи и злаки, выращиваемые на землях Южной Дакоты. Это было весьма впечатляющее зрелище, учитывая его оригинальность.   В 1921 году здание сделали из кирпича и вот уже почти сто лет каждый год на стенах дворца появляются ковры из разноцветных початков кукурузы (все оттенки от серого до ярко-желтого выращиваются на специальном поле). Початки крепятся на огромных листах рубероида и вывешиваются на манер гобеленов по стенам весело выглядящего дворца с его разноцветными куполами и куполками. Обновление стен дворца обходится городку с 15-тысячным населением в 1 млн.300 тыс. долларов. Но это не разоряет бюджет города – ведь полюбоваться необычным Кукурузным дворцом приезжают более полумиллиона туристов каждый год, а во дворце проходят всевозможные мероприятия, которые с лихвой окупают затраты на его скоропортящееся убранство.     

 Дворец в 2015 году

                                                                             

Предтечей современных цветочных парадов, поражающих выдумкой и вкусом прославленных режиссеров, в начале ХХ века популярным зрелищем традиционного февральского  венецианского фестиваля была «битва цветов на Корсо». В воспоминаниях Н.Обуховой из тетради 22 я нашла следующее описание:

«Начало праздника возвещалось залпами из пушек в два часа дня. Происходил «бой цветов» на Корсо. По обеим сторонам огороженного пространства размещались трибуны. Самая большая трибуна предназначалась для жюри, которое выдавало лучшим выездам премии. Вдоль ограды собиралась пестрая веселая толпа, среди которой сновали цветочницы с корзинками, наполненными букетиками фиалок, гвоздик, левкоев и мимоз. Начинался выезд экипажей, колясок, ландо, бреков, разукрашенных  цветами,  лентами и изображавших  фантастические  фигуры.

Вот появляется коляска, представляющая собой целый дом из белых цветов. Колеса, кузов, подножки, спицы, вся сбруя лошадей обвиты белыми левкоями, а над ними возвышаются громадные кусты белой сирени, увитой розовыми лентами.

Медленно выплывает лебедь из белых гвоздик. А вот показался шарабанчик, запряженный маленьким осликом, весь покрытый пармскими фиалками. Неторопливо движется громадный шар-повозка из красных маков, повозку тащат четыре мула, украшенных оранжевыми и пестрыми маками и красными лентами... Все это яркими красками переливается на солнце.  «Бой»  оживляется.

Во всех колясках сидят ярко одетые девушки и юноши в белых костюмах, украшенных цветами и лентами. Завязывались веселые флирты, мелькали беглые взгляды и очаровательные улыбки. Мне запомнился один очень красивый экипаж, изображавший гондолу, полную мимоз, фиалок и роз. В гондоле — веселая группа девушек и юношей, одетых в живописные итальянские костюмы»

         Традиции венецианского боя цветов поддерживает юг Франции. В том же феврале в Ницце на знаменитой Английской набережной проводится ежегодная Битва Цветов, а в маленьком городке Вильдефранс в 5 километрах от Ниццы битва цветов организовывается на воде – сотни лодок, обвитых, увитых и наполненных цветами, откроют боевые действия прямо в бухте Санте.

Зрелище невероятное!

                                                                                          

              Но все-таки самые интересные зрелища  на сегодняшний день – это парады цветов.

Начнем с Голландии, которую давно считают «большим цветочным магазином». Правда,  Голландия отнюдь не родина цветка тюльпана, которого в диком виде можно увидеть в Афганистане, Персии и Турции. И в 1554 году немецкий посол при дворе турецкого султана Бусбек  прислал в Германию в Аугсбург первые луковицы диковинного цветка, а затем луковицы появились и в стране исконного цветоводства Голландии. Появилось множество любителей этого тогда экзотического цветка, похожего на красочные головные уборы  восточных владык, так что и слово «тюльпан» является исковерканным словом «тюрбан».

Существуют и другие версии тюльпаномании. Например, в одной из них говорится, что нидерландский ботаник Карл Клузиус, живший в Константинополе, создал лекарственный огород, на образцах которого он изучал целебные свойства восточных растений. Появился там и тюльпан, но никаких полезных свойств ботаником обнаружено не было, зато декоративные свойства этого цветка голландцы вполне оценили.

      Началась настоящая «тюльпаномания», длившаяся с 1594 по 1637 год. Наиболее ценные и редкие сорта стали стоить целое состояние. Пишут, что луковица сорта Viceroy  стоила 2 500 золотых  флоринов, а луковица сорта Semper Augustus доходила до 5 тыс. золотых, можно сравнить  - свинья  стоила 30 флоринов, а корова – 100 флоринов.

           Луковицы стали объектом безудержной спекуляции и наконец превратились в эквивалент золотой монеты.

                       

Semper Augustus                                            Wakefield Flame

Надо заметить, что эти драгоценные луковицы были подвержены заболеваниям, и разноцветье лепестков – результат вирусных заболеваний, а некоторые луковицы вообще могли не взойти. Сейчас вида тюльпанов Semper Augustus не существует, но есть похожие, выведенные в современном мире – попроще.

        Не могли не откликнуться на тюльпановую лихорадку, охватившую Голландию, и художники. В натюрмортах того времени можно найти отголоски этого бума. Особенно любил изображать тюльпаны художник Амброзиус Бокхарт (1573-1621)

                                          

 Натюрморт около 1609 года                                   около    1614                                                        1620 - 1621

       Историки нашли запись, что за одну луковицу тюльпана один торговец давал другому кровать, полный комплект хорошей одежды и тысячу фунтов сыра. Еще один курьезный случай: за луковицу тюльпана отдали целое пивоваренное производство.

 Карикатура ХУП века «Торговец и тюльпаноман»

       Но это не могло продолжаться до бесконечности, и рынок тюльпанов рухнул, погребя под собой мечты о легком обогащении многих. Дорогой цветок превратился  в просто красивый цветок.

      А Голландия сегодня – это невероятной красоты поля цветов, и конечно, страна цветочных парадов. Особенно известен фестиваль гигантских цветочных скульптур Блюменкорсо в Цунберте. Поверите, что  портрет Ван Гога сделан из тысяч георгин?!

       

                                                                                                     А вот эта композиция из тысяч и тысяч тюльпанов

 Ну а Америке как же отстать от Европы с ее венецианским и римским фестивалями, в которых были и битвы цветов?! Догнать и перегнать! Поэтому еще в 1890 году в городке Пасадене, что неподалеку от Лос-Анжелеса, в первый день года устраивают Парад Роз.

         Строго говоря, получается, что наоборот, Галландия переняла у Америки традицию устраивать эти грандиозные цветочные шоу, – ведь Блуменкорсо чуть более 60 лет, а Параду Роз более ста лет.

          Невероятная изобретательность и красочность композиций в Посадене не поддается описанию – это надо видеть:

              

                            Цветочные композиции из роз на параде в Пасадене.

       Есть авторитетные жюри,  которые присуждают множество премий дизайнерам и цветоводам, но, на мой взгляд, голландские фигуры отличаются большей оригинальностью и необычностью сюжетов, у американцев они более просты. Но это мое личное мнение, можете его мысленно оспорить.

      А сравнительно недавно появилось и новое применение для цветов: с 1986 года цветочные ковры расстилаются на площади Брюсселя (Бельгия). Каждые два года 15 августа тысячи и тысячи цветов составляют невероятные узоры коврового покрытия. Чаще всего покрытие делают из неприхотливых бегоний, которых необходимо около 600 тыс.штук. Ковры довольно большие, где-то 1800 кв.метров. На работах обычно используют любителей-сдоводов, которые бесплатно в течение 2-х суток «ткут» эти ковры.

            

Поэтому в Брюссель надо ехать в четные годы и к 15 августа.

В заключение хочу сказать, что  граница между искусством изображения цветов и фруктов и искусством изобразить что-то из цветов и фруктов довольно призрачная. Любоваться можно и тем и другим!