Мозаика прошедших дней

Наталии Киселевой

Дары волхвов

ДУЭЛИ «СЛАБЫХ СОЗДАНИЙ»

       Есть пьеса  «Дуэль для слабых созданий», написанная на основе юмористических рассказов А.П.Чехова. Я несколько видоизменила название рассказа, чтобы напомнить об истории сражений женщин с себе  подобными.

       При слове «дуэль» у русских каких только ассоциаций не возникает – и дуэль «четырех»  из-за балерины Авдотьи Истоминой 24 ноября 1817 года на Волковом поле в Санкт-Петербурге, где стрелялись Завадовский и Шереметев, и Шереметев умер в результате этой дуэли.

 Балерина Авдотья Истомина.

       Затем уже на Кавказе стрелялись их секунданты: А.С. Грибоедов с будущим декабристом Якубовичем, от которой у великого поэта остался искривленный мизинец, по которому, собственно говоря, и опознали изувеченное в Персии тело А.С.Грибоедова. А потом была  дуэль на Черной речке между Дантесом и А.С.Пушкины, в результате которой Россия лишилась «солнца нашей поэзии».  По мнению пушкинистов,  дуэль с  Дантесом было как минимум двадцать первым вызовом на дуэль в жизни поэта. Пятнадцать раз он вызывал на дуэль, и четыре раза вызов был принят, одиннадцать дуэлей не состоялись – друзья Пушкина постарались примирить врагов, шесть раз на дуэль вызывали поэта.

                  
Можно вспомнить и дуэль Мартынова с М.Ю.                             Михаил Врубель .  «После дуэли. Дуэль Печорина
Лермонтовым, в результате которой Россия                                  с Грушницким
лишилась еще одного гения.

       

       Но это мужские дуэли, коих было не счесть. Но чтобы дамы дрались на дуэлях?!  Дрались, дрались, да еще как смертоубийственно и беспощадно! Куда мужчинам до них!

        Итак, женские дуэли. Женщины выясняли отношения с помощью оружия или рук еще в Древнем мире Встатье «К барьеру. Женское лицо дуэли» в интернете нашла такие сведения: «... о ставших традицией в одной из провинций Древней Греции жестоких схватках девушек, вооружённых палками, писал ещё Геродот. Дошли до нас и тексты древнеримского писателя Марселлина, красочно и подробно рассказавшего о нравах современных ему галлов, женщины которых, по его свидетельству, дрались между собой и даже с мужчинами «кулаками и ногами», а также не брезговали для выяснения отношений брать в руки оружие».

       Особо воинственными были викинги, которые , когда не было войны, развлекали себя «прогулкой по кустам» - поединками. Так же поступали и их подруги -  белокурые валькирии. Из саг до нас дошли указания на то, что если на хольмганге мужчина сходился с женщиной, их шансы следовало изначально уравнять. Представителя сильного пола ставили на время смертного боя по пояс в яму, ограничивая, таким образом, свободу его движений. Или же привязывали за спиной левую руку, лишая возможности прикрываться щитом (Из этой же статьи).

        На древней Руси еще Ярослав Мудрый дозволял женские дуэли, но очень регламентировал это штрафами. В его Уставе была статья за «драку по- женьскы с укусами и одераньем», в которой говорилось, что женщина, дерясь с мужчиной, должна заплатить 3 гривны, а за драку с другой женщиной, целых 6 гривен серебра. Это было много – за эти деньги можно было купить 5 коров или 3 жеребца. Но были ли дуэли или не были, документы не сообщают.

        Есть регламентация женских поединков и в  Псковской грамоте 1397 года. Если поединок женщины с мужчиной, то она может выставить за себя отца или брата, а если с женщиной, то женщины должны сражаться друг с другом, иногда врукопашную, а иногда и дрекольем.

     

       В европейском Средневековье  женских дуэлей было много, но они до сих пор как-то стыдливо замалчиваются, хотя по интернету гуляют одинаковые описания одинаковых поединков. Приоткроем же немного завесу умолчания.

       Первое упоминание о женской дуэли  можно найти не во французских хрониках (почему-то считается, что первыми дуэлянтками были темпераментные француженки), а в итальянских.

       В мадридском музее Прадо висит картина знаменитого испанского художника

  Хосе де Рибейра, «Женская дуэль», 1636 год.

       Толчок к воображению художника дали события, которые произошли значительно раньше -  в 1552 году. В Неаполе произошла дуэль двух синьорит – Изабеллы де Карриззи и Диамбры де Петтинелла. Сецундантом-наблюдателем был маркиз де Васта. Дамы не поделили любовь одного ловеласа по имени Фабио де Зересола. Дуэль была на легких мечах, которые по весу мало отличались от шпаг. Сплетен вокруг этой дуэли было много, a о результатах дуэли в источниках не упоминается. Слухи об этой дуэли дошли и до ХУП века, когда испанец Хосе де Рибейра совершенствовал в Италии мастерство художника. Так и появилась знаменитое полотно Хосе де Рибейра, ныне украшающий Прадо.

       И следующая известная со многими неизвестными дуэль произошла в Италии.

       В миланском монастыре св.Бенедикты в монастырской хронике под 27 мая 1571 года записано следующее: две юные синьориты прибыли в монастырь с просьбой приютить их для поста и молитвы. Настоятельница разрешила это, но едва они заперлись в комнате, послышались шум и крики. Ворвавшиеся в комнату монахини увидели ужасную картину -  одна дама лежала мертвой, другая умирала. Дрались они на кинжалах. Хроника не сохранила ни имена, ни подробностей дуэли...

       ХУП век был веком французских дам, и дамских дуэлей. Один из самых известных в истории поединков французских красавиц приходится на осень 1624 года. В парижском Булонском лесу маркиза де Несль и графиня де Полиньяк дрались на шпагах из-за Армана Дю Плесси, герцога Ришелье, который вскоре стал кардиналом Ришелье, первым министром короля. Он был настолько тщеславен, что занес описание дуэли в свой затем опубликованный дневник, что сделало эту дуэль наиболее знаменитой среди дамских поединков, хотя дуэль и не была особенно кровавой и смертоубийственной – графиня ранила соперницу не то в ухо, не то в плечо (описания расходятся)...

       А вот полулегенда. Тоже век ХУП. Какой-то наглец-офицер насильно вселился в дом вдовы графини Сен-Бельмон. Сначала дама в письменной форме вежливо просила объяснить свое поведение, а затем покинуть ее дом. Ответа не последовало. Тогда графиня послала ему вызов на поединок, подписавшись мужским именем «Шевалье де Сен-Бельмон.  На поединок она пришла в мужском платьье и загримированная под мужчину. Ловким ударом она вскоре выбила шпагу из рук наглеца. А после, показав, что она дама, сказала: « Вы думаете, мсье, что дрались с шевалье. Вы ошибались – я мадам де Сен-Бельмон. И убедительно прошу вас в будущем быть более чутким к женским просьбам».

  "Дуэль". Работа художника Фортунино Матанья.

 

        Любите романтические романы? Прочтите роман Теофиля Готье «Мадмуазель де Мопен».   Вообще-то жизнь этой дамы была настолько интересна, богата событиями и дуэлями, и противоречива в описаниях, что хватило бы на несколько романов и многосерийный фильм, но есть только один роман и один фильм,

       Мопен, или Ла Мопен -  сценический псевдоним Жюли д'Обиньи, в замужестве Мопен (1673-1707). Родившись в знатной семье, она с детства росла в окружении мальчиков, так как ее отец граф д»Обиньи ведал образованием и подготовкой к службе королевских пажей. Жюли была бисексуальна, любила и мужчин, и женщин. Благодаря урокам отца, а позже и любовника барона де Серена стала одной из лучших фехтовальщиков Франции. На ее счету множество дуэлей, и 10 человек погибли от ее руки. Она никогда не дралась с женщинами, и все ее поединки были с мужчинами, которые, правда, принимали ее за малььчишку – она любила ходить в мужском платье. Однажды в трктире, где Мопен  пела, трое аристократов-юнцов стали над ней смеяться. Она потребовала сатисфакции, и все трое вывались с ней на улицу. Она ранила всех троих, но главному обидчику графу д'Альберу она так проткнула плечо, что тот увидел окровавленный конец шпаги этой странной девушки. Граф влюбился в нее, и потребовал, чтобы именно она выхаживала его, и у них начался страстный и  громкий роман.

 
Любимый костюм Мопен, вводивший многих в заблуждение

       У Мопен  обнаружился редкий голос – низкое контральто, что было редкостью  в те времена, и она стала придворной певицей Людовика Х1У.

       Однажды за кулисами актер Дюмени отвесил грубую и оскорбительную шутку в адрес певицы. Она схватила бутафорскую шпагу и отхлестала обидчика, напоследок отобрав у него табакерку у часы в качестве трофеев.

       На королевском балу Мопен была в мужском камзоле и шляпе. Причина не называется, но она оскорбила некую молодую особу, и ее попросили удалиться с бала, а трое защитников этой дамы вызвали ее  на дуэль. Они вышли, она насмерть заколола всех троих... и вернулась на бал, где еще долго танцевала.  Дуэли во Франции были запрещены, но король, потрясенный исходом поединка, помиловал Мопен, только повелел удалиться из страны.

       Она уехала в Бельгию, в Брюссель и некоторое время прожила там, развлекая себя романом с баварским курфюрстом  Максимилианом II Эмануэлем. Вскоре, впроче, сонная жизнь бельгийского города наскучила ей. К тому же Максимиллиан П завел роман с другой француженкой. Зная неукротимый нрав Жюли, курфюрст прислал отступного 40 тыс.ливров. Разгневанная Мопен швырнула деньги в лицо посыльному, и без копейки уехала в Мадрид, где ей пришлось стать служанкой одной грандессы. Претерпев немало обид и унижений, она собрала деньги на переезд в Париж. И напоследок отомстила знатной синьоре – вплела  в замысловатую прическу пучок редиски, на который немало дивился мадридский люд.

       По возвращению  в Париж   Мопен несколько лет пела на сцене Парижской оперы.

       Как ни странно, она воссоединилась с мужем, шевалье де Мопеном, и прожила с ним пять лет, до самой его смерти в 1705 году.

 
Мадемуазель Мопен в Опере. Гравюра неизвестного автора. Ок. 1700.
             

       Ее былой возлюбленный, граф д'Альбер, женился на ее сопернице в любви курфюрста баварского, и это повергло Мопен в глубокое и не свойственное ей уныние. Она сообщила графу, что хочет уйти в монастырь. Для графа это было большое облегчение и он с радостью дал ей свое благословение.

       Уже будучи насельницей в монастыре, Жюли де Мопен забеременела. Она  умерла в 1707 году в монастыре от родильной горячки, когда ей было всего 34 года.  От кого был ребенок, и остался ли он жив – в источниках не говорится.

         

       Иногда поединки женщин и мужчин носили юмористический характер. Помните пьесу Мольера «Мещанин во дворянстве»? Ему так хотелось походить на кавалеров, которые ловко орудуют шпагой, он берет уроки фехтования и платит за них втридорога, а его служанка быстро наносит Журдену удар за ударом, а он обижается, что она дерется «не по правилам».

             
Иллюстрация к пьесе «Мещанин во дворянстве»

   

       Дамы носили тяжелые одежды, в которых  драться было трудно. Поэтому в кодекс женских дуэлей было внесено правило, при которых они дрались полуобнаженными, а позднее и обнаженными, что придавало поединкам и пикантность, и подвергало проигравшую дополнительному унижению.

 «Дамская дуэль» Доменико Масталья 1905

 

       По страницам интернета вовсю кочует следующая байка:

       В июне 1744 года немецкая принцесса Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская получает вызов на дуэль от своей троюродной сестры, принцессы Анны Людвиги Анхальт. Неизвестно, что не поделили эти две пятнадцатилетние девочки, но, запершись в спальне первой, они принялись на шпагах доказывать свою правоту.

       К счастью, принцессам не хватило духу довести дело до смертоубийства, а то бы не видать России Екатерины II, коей по прошествию времени стала Софья Фредерика.

      А вот что написано в Википедии:

      14 февраля 1744 года произошло событие, для последующей истории России чрезвычайно важное. В Санкт-Петербург в сопровождении своей матери прибыла принцесса Анхальт-Цербстская София Августа Фредерика.

      Интересно, как принцесса могла сражаться в июне 1744 года в Германии, если она с февраля 1744 года жила в России?

      Но женские дуэли появились в России именно с восшествием  на престол Екатерины П. Дамы с упоением дрались на шпагах.  Опять-таки во всех интернетных постах предлагаются следующие цифры - за 1765 год произошло 20 дуэлей, в восьми из которых царица сама выступала в роли секундатки. Именно Екатерина П настаивала на дуэльном кодексе, выраженном в словах «До первой крови». Считается, что за все ее  царствование на дуэлях погибло всего три дамы.

      Любимой подругой Екатерины П, еще в бытность ее великой княгиней, была княгиня Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова. Позднее, из-за притязаний Дашковой на исключительную роль в возведении Екатерины П на престол, подруги поссорились. Графиня Дашкова была очень образованной женщиной, президентом трех Академий – наук, художеств, изящной словесности. Нрав у Воронцовой-Дашковой был горячим и ссоры возникали у нее с многими вельможами, например, с Львом Нарышкиным.

      В 1770 году путешествовала Екатрина Романовна по Европе, в Лондоне разместилась она у графини Пушкиной - жене российского посла в Англии.

     Как-то раз к жене посла приехала одна из образованнейших дам Англии – герцогиня Фоксон, которая хотела обсудить с княгиней Дашковой некие вопросы. Научный спор быстро перерос в бабскую склоку с оскорблениями и пощечинами. Как хозяйка дома не пыталась образумить ученых дам, они потребовали шпаги и в саду при посольстве выясняли отношения. Поединок коннчился быстро – Фоксон легко ранила Дашкову в плечо. Опять Англия нанесла поражение России!

 

      Известна еще одна английская дуэль, дуэль из-за грамматической формы языка.

      В 1792 году леди Элфинстоун пришла в гости к приятельнце леди Браддок. Гостья весьма явительно отозвалась о внешнем облике хозяйки, сказав «А ведь когда-то вы были очень красивой женщиной». Леди Бреддок пришла в негодование оттого, что леди Элфинстоун использовала не общепринятую форму  Present Perfecta форму давно прошедшего времениPast Perfect.  Оскорбленная хозяйка дома вызвала гостью на пистолетную  дуэль в знаменитом Гайд-парке. Сначала пистолетным выстрелом леди Элфинстоун опрокинула шляпу соперницы на землю. Но когда они поменяли оружие на шпаги, леди Браддок слегка ранила свою гостью в руку, бросила шпагу, и уехала домой, а леди Элфинстоун ничего не оставалось, как написать длинное письмо с извинениями.

 

       Наступает век Х1Х, век науки, передовой техники и множества мужских и женских дуэлей.

      Начиная с Петра Первого,  все цари русские запрещали дуэли. Николай Первый за дуэль ссылал на Кавказ, где тогда шли боевые действия. Но дуэли по-прежнему будоражат общество. И все наиболее известные нам дуэльные истории с русскими поэтами происходят именно в царствование Николая 1. Вот и эта дуэль была в его царствование. 

      В 1829 году произошла  одна из самых драматичных женских дуэлей.

      Из-за чего произошла ссора двух провинциальных барынь из Орловской губернии, неизвестно, но ссорились они довольно долго. И в конце концов обычные бабские разногласия привели к дуэли. В  июне 1829 года Ольга Петровна Заварова и Екатерина Васильевна Полесова, захватив в качестве секунданток гувернанток-француженок и сабли своих мужей, встретились на полянке в березовой роще. Наблюдали за дуэлью и их 14-летние дочери. Как водится, им было предложено помириться, но дух ожесточения гнал их к схватке, которая была скорая и кровопролитная – Заварова получила тяжелое ранение в голову, а Полесова – в живот. Заварова умерла на месте, а Полесова – на следующий день.

Фрагмент живописной работы художника Михаила Юрко "Женская дуэль". Сюжет основан на дуэли Заваровой - Полесовой.

      Но дело тем не кончилось. Прошло пять лет, и подросшие дочери продолжили дело матерей – устроили дуэль на шпагах на том же самом месте,  где погибли их матери, и с теми же самыми гувернантками-француженками. Дуэль закончилась печально для Анны Полесовой – она погибла, и победительницей оказалась Александра Заварова.

      Вся эта история напоминает какую-то корсиканскую вендетту!

      Но это лишний раз говорит о том, что женщины дрались на дуэлях куда более жестоко, чем мужчины, особенно русские женщины.

       Маркиза де Мортене, не любившая русских женщин,  писала: «Русские дамы любят выяснять отношения между собой с помощью оружия. Их дуэли не несут в себе никакого изящества, что можно наблюдать у француженок, а лишь слепую ярость, направленную на уничтожение соперницы».

   

      Очень интересна история дуэли 23-летней балерины Мариинского театра Анастасии Малевской. Когда она произошла, кто были иные участники дуэли, из-за кого она произошла? Ответов на такие вопросы я не нашла.  О дуэли говорили много – она была  весьма известна своей бессмысленностью: Молодая балерина пригласила на свой спектакль молодого человека, в антракте она увидела, что он весьма игриво разговаривает с такой же молодой особой. Скандал, шум, вызов на дуэль... И вот две молодые девицы стоят друг против друга, с интересом разглядывая пистолеты, которых близко никогда не видели. «Дамы, к барьеру». Выстрел, и сквозь рассеивающуюся дымовую завесу увидели, что Малевская лежит безздыханная. А молодая дама, имени которой так никто и не узнал, была в Петербурге проездом, и наутро она уехала. Так за свою вспыльчивость молодая талантливая балерина заплатила собственной жизнью.

   Шарль Кро. Дуэль на поляне

      Зато другая дуэль между француженкой Эсти де Валсар и американкой мисс Шелби малоизвестна, хотя тоже в своем роде примечательна: они заспорили о методах лечения докторов той и другой страны и несдержанная американка назвала француженку «идиоткой». Они вышли на поле боя (на настоящее поле боя – Ватерлоо). Дуэль была на шпагах, и мисс Шелби была слегка ранена, и радовалась, что не в лицо, а мадам Валсар хвалила присутствие духа своей оппонентки. На том и разошлись, и более вопроса о заслугах континентальных и заокеанских врачей не возникало.  

 

      Несмотря на любовь Жорж Санд пощеголять в мужской одежде, Аврора Дюдеван была женщиной до мозга костей. Ей хотелось нравиться  всем до единого мужчинам, особенно мужчинам талантливым и неординарным. В 1837 году она пригласила погостить в свое имение в Ноане венгерского композитора Ференца Листа, необычайно популярного в то время. Он приехал со своей многолетней любовницей и матерью троих  его детей Мари д'Агу.

                                                                       
     Мари д'Агу  (литературный                  Аврора Дюдеван (Жорж Санд).                                Ференц  Лист
     Псевдоним Даниэль Стерн)                    Портрет работы Рошара.

                                                                        

       Жорж Санд до смерти хотелось завести интрижку с заезжей знаменитостью, но ее намерение расходилось с мнением Мари. Дамы в присутствии Листа завели шумную ссору. Композитор убежал и спрятался в одной из дальних комнат и не вышел оттуда, пока гроза не миновала, а гроза бушевала вовсю. Дамы затеяли дуэль не на оружии, а на острых ногтях. Перевеса не добилась ни одна сторона, но Мари д'Агу срочно собрала вещи и забрала не только чемоданы, но и Листа.

       Жорж Санд скоро утешилась в объятиях другого композитора – молодого поляка Фредерика Шопена! Поистине у нее была роковая тяга к музыке!

                               

   

       Когда женщины решают спор из-за мужчины силой оружия –это хотя бы объяснимо. Но драться на шпагах из-за спора о цветочном декоре! Но по порядку.

       В  1892 году  Вена готовилась к проведению Театральной и Музыкальной выставки, большого события сезона.  Комитет по подготовке к выставке, как тогда водилось, возглавляли  две венские аристократки княгиня Паулина Меттерних и Анастасия Кильмансегг (русская по рождению Лебедева, жена графа Эрика фон Кильмансегга, штатгальтера Нижней Австрии).

       У них возник спор по поводу цветочных декораций в помещении выставки, спор перешел в ссору, а ссора плавно перетекла в приглашению к дуэли. 56-летняя княгиня Меттерних

                                            
 Очень приукрашенный портрет княгини                    А это портрет княгини Меттерних работы 
Меттерних работы Винтерхальтера 1860 года            Эдгара Дега 1865 года (нарисован с фотографии)

 и 32-летняя графиня Кильмансегг скрестили шпаги 10 августа 1892 года в столице Лихтенштейна городе Вадуце. Секундантами были не менее родовитые особы – графиня Кински и княгиня Шварценберг-Лихтенштейн. Из Варшавы специально приехала баронесса Любинская, которая имела диплом врача. Вспомнив давние традиции дуэлянток драться полуобнаженными, она подкрепила эту идею тезисом, что, если в рану попадет кусочек материи, то это приведет к заражению крови. Дамы-дуэлянтки согласились.

             
                                                                                         From the site Friskbiskit

       На картине слева вы видите брюнетку княгиню Меттерних и блондинку графиню Кильмансегг. Справа карикатура на обоих. Надпись под рисунком: «"Мадам, ваша аранжировка цветов оскорбила меня. Я требую сатисфакции!" 

       Вся аристократическая Европа обсуждала эту вопиющую (по родовитости дам) дуэль!

       Дамы же помирились. Орнаменты из цветов разработали вместе и они получились на славу.

        В 1907 году произошли следующие события: о поэте Владиславе Ходасевиче и его жене Марине Рындиной ходили всевозможные слухи. Поговаривали, что Ходасевич жесток с женой, угнетет ее и даже поколачивает. Возможно, что эти слухи не были лишены основанй, – в том же 1907 году пара разошлась.

       Юная эмансипэ-поэтесса Мсриэтта Шагинян, не будучи знакомой ни с поэтом, ни с его женой, послала Ходасевичу записку следующего содержания: «Вы угнетаете М. и бьете ее. Я люблю ее. Я вас вызываю. Как оружие предлагаю рапиры. Сообщите подательнице сего, где и когда она может встретиться с Вашими секундантами. Мариэтта Шагинян».

       Невзирая на молодость (Ходасевичу было двадцать лет, а Шагинян девятнадцать), поэт нашелся, что ответить: «Передайте госпоже Шагинян, что я с барышнями не дерусь». Месяца через три Шагинян, поняв всю нелепость своего вызова, прислала Ходасевичу в знак примирения букетик фиалок.

       В дальнейшем они познакомились и даже подружились.

 

       В ХХ веке тема женских дуэлей рассматривалась уже  несколько юмористически. Вот один пример:

       Сын знаменитого художника-передвижника Григория Мясоедова Иван тоже стал художником. Как буйная художественная натура он время от времени влюблялся в своих натурщиц. Жил он с итальянкой, артисткой цирка Мальвиной Вирничи, которая была известна своим бурным, неукротимым темпераментом. Узнав о связи гражданского мужа с белокурой натурщицей, она вызвала ее на дуэль. Дрались они по стандартам европейской дуэли, т.е. топлесс, и невзирая на серьезность ситуации, Иван Мясоедов не удержался, чтобы не запечатлеть сцену дуэли в несколько карикатурном виде. Дама в красном – Мальвина Верничи, в голубом – модель художника.

 

       Учитывая, что большинство женских дуэлей происходили среди полуобнаженных, а иногда и обнаженных дам, то сюжеты эти использовались для, как бы мы сказали сегодня, «мягкого порно». Появились множество фотографических и почтовых открыток, представляющие дуэлянток топлесс, и даже  вовсе  голых.

       Некоторые из этих изображений  я вам представляю.

Дуэль журналисток. Иллюстрированный роман «Двадцатый век» Альбера Робиды

       А вот двойные открытки на тему «Дело чести» и «Примирение». Их нарисовал некто Байярд в двух версиях:

     

 

 

       Еще одна почтовая открытка конца позапрошлого века.

                                          
Французская почтовая открытка La rencontre (Столкновение)            Приятно ли есть на такой тарелке?
                                                      
Эдвардианскиие дамы фехтуют топлес (эпоха правления                 А это те же дамы в другом виде
Короля Эдуарда VII: 1901-1910)         Работа Евы Аннер

 

       Так что дамы отстояли свою независимость дуэлями, так что теперь даже и не всегда угадаешь, кто есть дама, а кто и нет.