Мозаика прошедших дней

Наталии Киселевой

Русские имена на картах зарубежья

Наши люди в Голливуде

Как вы уже поняли, речь пойдет о русских, которые работали в мекке американского кинопроизводства или были связаны с американским сценическим искусством. Все мы знаем о Кирке и Майкле Дугласах, о Натали Вуд и о Натали Портман, о Стивене Сигале и Юле Бриннере и о многих-многих других.

Но здесь речь пойдет о тех людях, чьи имена замалчивались потому, что все они были эмигрантами. В советских источниках ХХ века встречается эти имена крайне редко, но мы сейчас извлекаем их из небытия и немоты нашей истории. Знакомьтесь, наши соотечественники:

Среди многочисленных русских дам, оказавших немаловажное влияние на западную культуру, - от Анны Ярославны, королевы Франции, до Гала, всемирно известной музы Сальваттора Дали, довольно редко упоминается имя звезды американского немого кино Аллы Назимовой, а ее слава была куда большей, чем слава Гала.

Красивое имя и красивая фамилия – псевдоним Мириам Аделаиды Левентон (1879-1945), дочери аптекаря из Ялты. Мама выкроила из «Аделаиды» более благозвучное имя «Алла». Девочка рано обнаружила музыкальные и сценические способности, ее баловали и хвалили и она выросла в убеждении, что ее будущее – театр.

Безоблачное детство кончилось, когда мама, оставив «скучного» богатого мужа и четырех детей, бежала с молодым повесой-офицером. По прошествии некоторого времени папенька женился вновь, и с приходом мачехи в жизнь в доме стала мрачной и суровой.

Алла мечтала: «В Москву, в Москву, в Москву», где в ту пору бурлили театральные страсти вокруг открывающегося Художественного театра. Но отец запрещал Алле даже думать о сценической карьере, его эстафету запретов принял старший брат, ставший ее опекуном после смерти отца.

Но в 1896 году Алле исполнилось 17 лет, она обадала яркой южной красотой, вокруг нее толпами ходили ялтинские ловеласы, и брат, от греха подальше, вынужден был согласиться на отъезд сестры.

В Москве она попала на прослушивание в труппу Художественного театра, и талант ее был отмечен отцами-основателями. Ну а дальше пошло не все так гладко – ролей подходящих они ей не давали, и от нечего делать в 1899 году она «сходила замуж» за студента Сергея Головина, но брак скоро распался. Фамилию мужа она не оставила, а по совету В.И.Немировича-Данченко сменила фамилию Левентон на фамилию Назимова.

Не получив ролей в прославленном театре, Алла была вынуждена ангажироваться в провинцию. Здесь она встретила Павла Орленева (1869-1932), известного русского трагика, и стала его ученицей и любовницей.

Назимова разделила с Орленевым успех его зарубежных гастролей в Берлине, Париже, Лондоне.

В Лондоне их настигло предложение с выгодным контрактом в США. Но в Америке трагедийный талант Орленёва оценен не был, и он с досадой вернулся в Россию, где его ценили не в пример лучше, где он стал одним из первых Народных артистов молодой Советской страны.

Алла же осталась в США, и на практике применила метод ее наставников из МХТ. Ее театральная звезда привела ее на Бродвей, в бродвейские постановки. Она стала известной и хорошо оплачиваемой актрисой. Здесь ее заметили продюсеры юного американского немого кино и в 1916 году она дебютировала в 15-минутной ленте «Война невест». Ее огромные глаза, хорошая школа и умение подать себя быстро завоевали симпатии публики. Алла Назимова превращается в первую американскую кинодиву.

Актриса перебирается в Голливуд и быстро перенимает правила его игры. Будучи лесбиянкой, она тем не менее, беспрекословно раздевается перед боссами киностудии «Метро» и спит с ними, преодолевая свое отвращение. Она получает сногсшибательные по тем временам гонорары в 13 тыс.долларов в неделю, носит невероятные наряды и драгоценности. Строит себе виллу под названием «Сад Аллы», где она делает дорогостоящие приемы, и на которых представляет молоденьких актрис кинодельцам. Известный босс киностудии «Фокс» Льюис Селзник называл Аллу «королевой киношлюх». Официально же пресса называла Назимову «Мадам», как впоследствии французы называли Коко Шанель просто «Мадемуазель».

Хорошая театральная школа и европейский вкус позволяют Алее играть ярко и проникновенно-достоверно, невзирая на искусственность многих ситуаций в немом кино.

Реклама Аллы Назимовой 1919 года

Она становится и продюсером трех фильмов, но это была не ее роль: они принесли ей славу, но поглотили большую часть ее состояния.

Алла Назимова ищет хорошую литературную основу для киносценариев, и находит ее: в 1921 году выходит ее «Дама с камелиями», в 1922 году «Кукольный дом» Ибсена, в 1923 году «Саломея» по Оскар Уальду.

«Дама с камелиями» 1921
«Кукольный дом» 1922 г.
«Саломея» 1923

Все три фильма ставит американка с русским именем Наташа Рамбова, балерина, дизайнер, поклонница Арт Нуово и Арт Деко, красавица и умница. О ней шла речь в моей в статье «Англичане с русскими именами» в моей книге «Опавшие листья истории».

В Голливуде вовсю процветала бисексуальность. Вот и Аллу влечет не только к мужчинам, но и к женщинам, В числе ее любовниц назывались и Грета Гарбо, и Марлен Дитрих, и Норма Талмейдж (которая в 1927 году на открытии Китайского театра в Голливуде, упала в еще не застывший бетон, оставив там отпечаток своих туфелек и ручек, с чего начинается традиция увековечивания следов и ладоней кинозвезд), и Мерседес де Акоста, которая в разное время ухитрилась быть любовницей и Гарбо, и Дитрих.

Известно также, что Назимова соблазнила первую жену Чарли Чаплина Милдред Харрис, что привело к разводу этой четы, и неприкращающейся ненависти Чаплина к Назимовой. На вилле «Сад Аллы» собирались все лесбиянки Голливуда, объединенные в сообщество, называемое Назимовой «Кружок шитья».

20-е гг. в Голливуде – годы не только производства значительных и незначительный немых фильмов, но и годы скандальных оргий, взлета и падений звезд и звездочек, самоубийств и неистовых романов. Чтобы сохранить кассовый успех, боссам киностудий приходилось из ханжеского лицемерия выработать своеобразный « кодекс чести». Томительные любовные драмы, разыгрываемые на волшебном экране, не подразумевали драм однополой любви. В пуританской Америке тогда не знали сакрального слова «политкорректность», так что своеобразную сексуальную ориентацию приходилось тщательно скрывать. В моду вошли т.н. «лавандовые браки» - браки между двумя приверженцами нетрадиционной ориентации.

Яркой звездой на горизонте «фабрики грёз» взлетел в ту пору итальянский красавчик, которого, впрочем, называли «латинским любовником» - Рудольфо Валентино (1895-1926).

Когда поползли слухи о нетрадиционной ориентации Валентини, карьера его могла рухнуть. Ведь основную часть его аудитории составляли дамы всех возрастов, национальностей, финансовых возможностей. Ни до, ни после Валентино не было такой истерии по поводу киногероя. На показы фильмов с его участием – «Шейх», «Дама с камелиями, «Сын шейха» - толпы поклонниц буквально ломились в кинотеатры. Дамы ходили в парикмахерскую, делали прически, надевали драговенности, меха, душились лучшими духами и устремлялись в синема как на реальное свидание. Так что упорно распускаемые слухи о его гомосексуализме могли подорвать финансовую подоплёку небывалого успеха фильмов с участием Валентино.

Алла устроила ему скоропалительный брак со своей любовницей посредственной актрисой Джин Эккер. Брак продолжался не то сутки, не то неделю, а затем новобрачные разбежались, хотя остались их фото вместе.

О дальнейшей судьбе Рудольфо Валентино я писала в статье «Русский хоровод вокруг итальянского шейха» в книге «Опавшие листья истории».

А мы поговорим о еще одной русской в Голливуде.

«РУСАЛОЧЬИ ГЛАЗА»

Американская кинозвезда Ольга Бакланова (1896–1974)

Утонченная красота Ольги Владимировны Баклановой ясно показывает, что родилась она не на соломе в крестьянской избе, а в семье дворянской и обеспеченной.

Ее отец был владельцем ткацкой фабрики в подмосковной Купавне, а мать в молодости была актрисой. Но детей в семье было шестеро, и она посвятила свою жизнь им.

Ольга была старшей. Кстати, в 1910 году в семье родился сын Глеб, который стал известным советским генерал-полковником, Героем Советского Союза Глебом Владимировичем Баклановым, в чертах которого прослеживается все та же порода и красота.

С юности красивую девушку, как и тысяч других, влекла сцена. Но в отличие от тысяч других, у нее обнаружился и талант. Ей исполнилось шестнадцать, когда она осмелилась прийти на конкурс в Московский Художественный театр. И она не затерялась среди 400 конкурсанток. В числе всего трех выбрали и ее, Ольгу Бакланову. Весьма скоро она стала считаться восходящей звездой прославленного театра. На каникулах в Крыму ее пригласили сняться в немом фильме (тогда фильмы снимались в большинстве своем в Ялте), и втайне от руководителей театра (К.С.Станиславский был категорически против, чтобы его актеры снимались в Великом немом), она много снималась в кино.

Виктор Туржанский, ставший впоследствии известным кинорежиссером во Франции, увидел киногеничность и талант молодой красавицы, и предложил сделать ее кинозвездой. Известны следующие ее работы : «Симфония любви и смерти» (1914), «Загробная скиталица» (1915), «Женщина-вампир» (1915), «Петля смерти» (1915) «Когда звучат струны сердца», «Великий Магараджа»,, «Любовь под маской», «Жизнь есть шутка», «Нана и её дочь», «По трупам к счастью», «Третий пол», «Домик на Волге», «Я помню вечера», «Тот, кто получает пощечины», «Когда умирает любовь», «Цветы запоздалые», «Желтый паспорт», «Лунный свет». Конечно, большим вкусом эти картины не отличались и в золотой фонд киноискусства они не вошли, но дали Ольге Баклановой большой опыт киносъемок.

А потом грянула революция. Отец погиб, а семью из особняка переместили в одну комнату. Эти события вконец испугали Ольгу, и чтобы новая власть была милостива к ней, она снялась в киноагитке под названием «Хлеб».

У нее помимо драматического, обнаружились и певческий, и танцевальный талант, и в 1919 году она стала перед выбором: оставаться драматической актрисой, или перейти в музыкальную студию, которой руководил Вл.Немирович-Данченко. Ольга выбрала студию (ныне театр им.Станиславского). Она отнеслась к переходу серьезно, стала брать уроки пения и танца.

Изменилась и ее личная жизнь. Около 1922 года она вышла замуж за адвоката Владимира Цоппи, и в 1923 году родила от него сына, названный также Владимиром.

Последние годы в Москве, последние годы жена Цоппи

Чтобы не возвращаться более к этому вопросу, скажу несколько слов о судьбе мальчика, который с рождения страдал детским церебральным параличом и приступами эпилепсии. В 1926 году его мать после гастролей в США не вернулась в СССР. В 1927 г. подруга матери и воспитательница мальчика, Дефендова Наталья Серафимовна, выехала в Латвию, а затем переехала в Италию. До 1936 года мать материально помогала сыну и его воспитательнице, отец в воспитании больного ребёнка участия не принимал. Далее ребёнок и приёмная мать были взяты на государственное обеспечения фашистской Италией. О его судьбе после войны сведений я не нашла.

В этом же 1923 году Владимир Цоппи (1889-1970) оставил карьеру юриста, и перешел на драматическую сцену в 4-ю студию Художественного театра. Актером он был небольшим, с 1947 года играл в Калужском театре (была ли это ссылка из-за дворянского происхождения или из-за фамилии, или это был его собственный выбор, неизвестно), но представить вам его некоторые роли в фильмах я могу.

Кадр из фильма «Яков Свердлов» 1940 г. В центре – Владимир Цоппи
Цоппи в фильме «Я, Франциск Скорина» 1969 год

Цоппи и Бакланова развелись в 1929 году.

Ну, а пока Ольга Бакланова ведущая актриса театра, и на модный тогда спектакль – оперетту Жака Оффенбаха «Перикола» - ломится «вся Москва».

Ольга Бакланова в роли Периколы. 1922 год. Почему-то у нее грим образа Натальи Николаевны Пушкиной

Ее признали крупной актрисой, и в 1925 году Ольга Бакланова одной из первых стала Заслуженной артисткой СССР. В этом же году она снялась в фильме «Бахчисарайский фонтан», где сыграла роли и Заремы, и Марии.

В роли Заремы из «Бахчисарайского фонтана» 1925

В начале 1926 года спектакль «Перикола» был отправлен в международное турне. В Европе и в Америке советских артистов принимали прекрасно. Летом 1926 года гастроли закончились и вся труппа отправилась обратно в Москву. Все..., кроме Баклановой. Она осталась в США. Конечно, в России устроили шабаш, Немирович-Данченко, спеша выслужиться перед новой властью, назвал Ольгу Бакланову предательницей.

Перед ним стал вопрос, кто же может заменить ее в «Периколе». Роль отдали молодой актрисе из кордебалета по имени Любовь Орлова. Типаж такой же, и порода графская налицо. Петь и танцевать умеет. Успех пришел к Орловой сразу же. И в «Периколе» ее заметил Григорий Александров, пригласивший Орлову сняться в «Веселых ребятах». Так началась слава «главной» актрисы Советского Союза. Имя Баклановой исчезло из советских театральных справочников и энциклопедий.

Бакланова же начала новую кинокарьеру и не где-нибудь, а в Голливуде. В 1927 году она снялась в фильме «Голубки» в небольшой роли, но красота ее была замечена и отмечена, и в 1928 году она снимается в большей роли в звуковом фильме «Волк с Уолл-стрита».

В этом фильме ее увидел знаменитый немецкий актер Конрад Фейдт, который в это время работал в Голливуде. Он предложил ей ведущую роль герцогини Джозианы в фильме по роману Виктора Гюго «Человек, который смеется». На снимке сцена из этого фильма, в которой играют Конрад Фейдт и Ольга Бакланова

После этого фильма Ольга Бакланова становится кинозвездой, хотя последующие фильмы слабоваты и не дают возможности сделать выводы о степени ее таланта.

Вообще 1928 год становится самым успешным в ее жизни – она снимается сразу в нескольких фильмах, и у нее разгорается бурный роман с русским же эмигрантом-актером Николасом Сусаниным (1889-1975).

«Русская тигрица», как ее называли в Голливуде.

В феврале 1929 года она получает развод от Цоппи, а уже 5 марта 1929 года оформляет брак с Николасом и становится госпожой Сусаниной, но оставляет себе девичью фамилия как сценический псевдоним. Снявшись в фильме "Вы Там?" в 1930 году, Ольга Бакланова в августе родила второго сына, после чего в течение года не снималась.

Николас Сусанин. Кадр из фильма «Muss’em up» 1936 год. К этому времени их брак уже распался.

25 сентября 1931 Ольга стала американской гражданкой.

Ещё в 1928 году она заявила, что будет сниматься в кино в течение пяти лет, прежде чем вернется в театр. Но уже в октябре 1931 года Бакланова вышла на сцену, сыграв в спектакле "Безмолвный свидетель". В 1932 году актриса сыграла сразу в трёх постановках - в спектакле "Гранд-отель" она исполнила роль Грушинской (кстати в экранизации эту роль сыграла Грета Гарбо), а также сыграла в спектаклях "Двадцатый век" и "Кот и скрипка".

Но прозвище «Русская тигрица» Бакланова заслужила из-за ролей женщины-вамп в кино, а не в театре. В Голливуде она снялась в 20 фильмах, но осталась навсегда из-за одного фильма. Мало кто бы ее вспоминал сейчас, кроме специалистов по истории кино, если бы после череды проходных ролей в проходных фильмах, она не снялась в 1931 году в фильме «Уродцы».

Фильм был снят режиссером Тодом Броунингом. Сюжет его был довольно необычным, по тем временам. Цирковая гимнастка узнает, что цирковой лилипут получил огромное наследство. Она влюбляет его в себя, женит, но собирается отравить, и сама же пробалтывается об этом на свадьбе. Так цирковые узнают о ее корыстолюбии и как-то наказывают ее. В последний кадрах она уже обезображена.

Тод Броунинг собрал на кастинг огромное количество лилипутов, карликов, сиамских близнецов, людей с ужасающими физическими уродствами. Отобрал несколько. Режиссер никак не предполагал, что появление их на экране вызовет бешенную отрицательную реакцию. Его идея была проявлением доброты, а не жестокости. «Живые чудовища — они вызовут смех, дрожь, но только по чистой случайности вы не стали такими, как они»

Афиши фильма «Уродцы»

Цензура потребовала убрать наиболее жесткие сцены, почти треть фильма была изрезана, но провал фильма был полный. Фильм был запрещен в наиболее ханжеских штатах Америки и в в Англии, и даже в далекой Австралии. Самое страшное, что и актриса, и режиссер попали в «черные списки» - их не приглашали работать на киностудии.

Кадры из фильма.

Только в 1961 году фильм вернулся на экраны и признан был опережающим свое время, почти культовым, а в 1994 году внесен в Кинореестр Библиотеки Конгресса как один из наиболее значимых фильмов Голливуда. После появления на экранах «Уродцев» 1961 года журналисты вспомнили о Баклановой и интервью с немолодой актрисой появились во многих журналах и газетах. Это был последний всплеск популярности некогда прославленной кинодивы...

Но пока контракты есть контракты. Ольга и Николас получили от продюсера Герберта Вилкокса приглашение приехать в Великобританию и принять участие в биографическом фильме «Жизнь Бетховена», однако проект был заморожен и супруги ни с чем вернулись обратно. Затем Ольга Бакланова снимается в криминальной драме «Скандал на миллиард долларов» 1933 года, афишу которой вы видите, а в 1935 году в короткометражном фильме «Блюз по телефону».

В свое время она была популярнее и известнее, чем Грета Гарбо, снимаясь у тех же режиссеров Джона Гилберта и Морица Стиллера, которые открыли талантливую шведку. Увы, блестящая кинокарьера Ольги Баклановой пошла на спад и сошла на нет...

Трудный это был период у нее – работы не было, в семье лада тоже не было. Тупик... Но «тигрица» вырвалась на волю. Она покидает Голливуд, покидает мужа, хотя официально они развелись только в 1939 году, и переезжает в Нью-Йорк, в который раз начав все заново. Нью-Йорк – театральная столица Америки, и далеко не в юном возрасте Ольга Бакланова в одиночку штурмует театральные помостки.

К сожалению, приехав в Америку в тридцатилетнем возрасте, она сохранила стойкий русский акцент, что, безусловно, повредило ее кинокарьере, сузив круг ролей, в которых она могла бы сниматься, в театре это тоже не способствовало ее успехам, но успех все-таки был. Она гастролирует с театром по англоязычным странам, по всей Америке.

В 1938 году она выступает с собственным ревю на радио (и акцент ей не мешает).

Для заработка поет в ночных клубах и выступает в знаменитом ресторане «Русская чайная» при Карнеги-холле.

Ее роскошные русские кокошники стали ее фирменным знаком при сольных выступлениях.

Из всех театральных работ Ольги Владимировны наиболее успешной была роль оперной певицы княгини Дарушки в пьесе Роуз Франкен «Клаудиа» 1940 года. Небывалый успех пьесы вызвал идею ее экранизации. В 1943 году вышел фильм под тем же названием «Клаудиа». Вы видите Ольгу Баклановы в этой роли на снимке.

Княгиня Дарушка
На одном из выступлений

Ольга Бакланова и в зрелости была очень красива. В 1937 году она вновь выходит замуж, хотя развод с предыдущим мужем еще не был оформлен. Только в 1941 году новая пара сочетается законным браком.

Ее третьим избранником оказался издатель журнала «Искусство танца» Ричард Девис (1900-1984). Брак оказался наиболее удачным из всех ее трех замужеств.

Третий муж имел много общего с актрисой. Ричард Девис был рожден там же, где и Ольга Бакланова, - в Российской империи, в городе Киеве, и звался он тогда Давидом Юдовичем, сыном богатого торговца. Революция, начало Гражданской войны зааставили семью Юдовичей бросить насиженное гнездо и отправиться в эмиграцию. Сначала они осели в Париже, затем перебрались в Америку. В 1934 году Давид Юдович получил американское гражданство и стал Ричардом Девисом. Был успешен в издательском деле, разбогател и стал настояшим гражданином «страны великих возможностей».

Муж хотел, чтобы сразу же после заключения брака Ольга бросила бродвейскую сцену, но еще несколько лет, вплоть до 1947 года она играла в различных пьесах.

В 1951 году на 58 улице Манхеттена между Парк стрит и Лексингтон Авеню Девис открывает небольшой прелестный кинотеатр «Искусство», и становится первооткрывателем «новой волны» европейского искусства кино. Именно в этом кинотеатре впервые в Америке был показан фильм Федерико Феллини «Ночи Кабирии». Интересно, что чувствовала и думала Ольга Бакланова, наблюдая за игрой великой Джульетты Мазины?!

Я уже писала, что в начале 60-х гг. об Ольге Баклановой вспомнили в связи с повторным выходом на экран фильма «Уродцы». Об Ольге были созданы документальные фильмы, было много бесед и появились даже небольшие книжки киноведов из Англии. Она не без удовольствия раздавала интервью и купалась в лучах несколько запоздалой славы.

В конце жизни. По-прежнему хороша.

Почти каждую осень супруги заказывали каюту на роскошном лайнере, пересекали Атлантику и проводили раннюю осень в Париже.

Годы брали своё, и Ольга стала прихварывать. В 1974 году Бакланова с мужем отправились на воды в Швейцарии, в городок Вевё, где актриса и умерла 6 сентября в возрасте 78 лет. Муж пережил ее на 10 лет.

В Википедии нашла интересные факты о Баклановой. Может быть, и вам будет интересно?!

В детективном триллере 2006 года «Чёрная орхидея» Кэй Лэйк, Баки Бличерт и Ли Бланшар — персонажи Скарлетт Йоханссон, Джоша Харнетта и Аарона Экхарта — смотрят в кинотеатре фильм «Человек, который смеётся», в частности сцены, где героиня Баклановой снимает повязку с лица Гуинплена.

В коллекции историка моды Александра Васильева находится платье, принадлежавшее Ольге Баклановой. Платье 1932 года из шелка с отделкой по вороту золотыми цветами из ламе передала ему племянница актрисы Елена Глебовна Бакланова.

Интересный факт состоит в том, что американскую поп-певицу Мадонну часто сравнивают с Ольгой Владимировной.

ПОДРУГА ДРАМАТУРГА

Английская актриса Мария Бритнева (1921-1994)

В воспоминаниях знаменитого американского драматурга Теннесси Уильямса имя английской актрисы МАРИИ БРИТНЕВОЙ встречается многократно.

Мария Бритнева родилась в 1921 году в семье придворного врача из Царского Села, убитого большевиками. Мать бежала вместе с крошкой-дочерью. Маша училась в Лондоне балету у Антона Долина, но вырастая, Мария поняла, что балет – не ее дело, и стала заниматься драматическим искусством. Она была талантлива, но не гениальна. Работала помощником режиссера в компании Гилгуда и потихоньку играла второстепенные роли.

Сыграла в восьми фильмах голливудского производства, но всегда роли второго плана.

В роли мисс Вайз в кинофильме «Комната с видом»

Будучи гомосексуалистом, Теннесси Уильямс тем не менее был дружен со многими женщинами послевоенной эпохи, в первую очередь с прекрасной итальянской актрисой Анной Маньяни и с англичанкой Ванессой Редгрейв. Но наиболее свободно он чувствовал себя с русской Марией Бритневой. Они могли издеваться друг над другом и вдоволь смеяться, что для мрачного Тенесси Уильямса было делом необычным.

Мария Бритнева так описывает их встречу: «Где-то в 1948 году было грандиозное « «парти» в доме известного английского театрального деятеля Джона Гилгуда. После ужина я заметила что маленький застенчивый человек сидит на софе в одиночестве и выглядит абсолютно несчастным. Я подсела к нему и приободрила. Он спросил, кто растил меня. Я ответила – бабушка. Он оживился и сказал: « Меня тоже растила бабушка»..

Так началось общение, и встречи, и переписка, которые длились 35 лет, до самой смерти Уильямса. Именно ее он вывел в героини пьесы «Кошка на раскаленной крыше» Магги, говоря, что Мария Бритнева сама жизнь.

А на этой фотографии 1959 года стоят Теннесси Уильямс, Мария Бритнева и Гор Видал, приехавшие в Палм-Бич на премьеру фильма «Внезапно, прошлым летом» по сценарию Уильямса и Видала, в котором заметную роль сыграла Мария Бритнева.

В 1956 году Мария вышла замуж за Петера Гренфела, ставшего 2-м Бароном Сен-Жюстом, а впоследствии и пэром Англии. Это был его второй брак, а ее первый. Родились две дочери, названные русскими именами Катя и Наташа.

Леди Сен-Жюст не было нужды гнаться за голливудскими гонорарами, но играть в театре и в кино она любила и умела. Муж этому не сопротивлялся. Лорд Сен-Жюст умер в 1984 году. Мария Бритнева пережила его на 10 лет и скончалась в 1994 году. Она навсегда осталась в памяти как ближайший друг и конфидент Теннесси Уильямса.

Актриса и драматург

ИЗ БЕРЛИНА В НЬЮ-ЙОРК

Рубен Тер-Арутюнян (1920-1992) - один из крупнейших американских театральных художников.

Еще один почти наш соотечественник Рубен Тер-Арутюнян (1920-1992) родился в многонациональном Тифлисе (Тбилиси) в богатой армянской семья юриста. Вскоре семья переехала сначала в Париж, а затем они перебрались в Берлин.

Его молодость пришлась на годы, когда в Германии правили нацисты и в Европе шла Вторая Мировая война, но, читая биографии Тер-Арутюняна, не найдешь ни слова об его отношении к фашистам, только лаконичные строчки о его учебе в художественных институтах. Сначала он готовился к карьере пианиста, но, увидя постановку «Русского балета» полковника Базиля, он страстно увлекся постановочным дизайном. Его дебют как художника по костюмам состоялся в 1940 году в Берлине в Государственной опере. В 1943 году он прославился костюмами к опере Б.Сметаны «Проданная невеста», а в 1944 он был сценографом «Саломеи» Рихарда Штрауса, поставленной к 80-летию со дня рождения композитора. Когда в Германию вошли союзнические войска, Тер-Арутюнян выехал в американскую зону оккупации и там ставил спектакли теперь уже для американских военных.

Костюмы к балету «Корсар»

В 1947 году из разоренной Германии переехал в Париж, но это было время расправ с коллаборационистами и поисков скрытых фашистов. Тер-Арутюняну стало неуютно в городе художников, и в 1951 году Рубен прибыл в Америку. Очень много работал с Георгием Баланчиным, поставив практически все его балеты.

В 1976 году на Бродвее ставил пьесу Генрика Ибсена «Дочь моря», в которой в 1976 году дебютировала на Бродвее ставшая в дальнейшем звездой английская актриса Ванесса Редгрейв, которую вы видите на фотографии.

Когда балетный театр Баланчина переехал в новый театр в Линкольн-центре, Рубену Тер-Арутюняну приходилось переделывать многие прославленные спектакли, приспосабливая их к большей сцене.

Декорация к пьесе «Иванов» Чехова
Костюм к постановке «Слуга двух господ»

Он ставил спектакли в Берлинском оперном театре, в Парижской Опера-Комик, в миланской Ла Скала. В общей сложности поставил более 30 балетов.

Наброски костюма к балету «Арлекиниада» 1965

Но наиболее известен в постановке Георгия Баланчина и в оформлении Тер-Арутюняна балет «Щелкунчик» в театре Балета Нью-Йорка. Позже Рубен Тер-Арутюнян стал художником постановщиком и фильма «Щелкунчик», который вышел на экраны в 1993 году, уже после смерти художника.

Сцена из балета.
Афиша фильма

Практически все свои скетчи, 7 тыс. листов, передал в театральную библиотеку-исследовательский центр Линкольн-центра. Лауреат многих национальных премий.

При получении одной из премий в 1958 году

Путь из Харькова в Вашингтон

Режиссер АЛАН ШНЕЙДЕР (1917-1984)

И еще один русский режиссер. Рожденный Абрамом Шнейдером в городе Харькове, он очутился в Америке и стал Аланом Шнейдером, наиболее прославленным режиссером бродвейских постановок, на счету которого постановка более чем 100 пьес. В Америке существует премия Алана Шнейдера, присуждаемая наиболее талантливым театральным постановщикам. О его русском периоде жизни НЕ ГОВОРИТСЯ НИЧЕГО. Неизвестно даже, когда его семья переехала в Америку.

Известно только, что его театральная карьера началась в 1944 году и более 30 лет он был связан с театром «Arena stage» в Вашингтоне.

Его имя появилось во многих газетах, когда он поставил знаменитую пьесу «Кто боится Вирджинию Вульф?»

Автор пьесы «Кто боится Вирджинии Вульф?» Эдвард Олби и Алан Шнейдер готовятся к радиопостановке в 1963 году.
Афиша фильма «Кто боится Вирджинии Вульф» с Элизабет Тейлор и Ричардом Бартоном в главных ролях

Особенно много он ставил пьес ирландского драматурга Самуэля Бекетта (1903-1989), в свое время культового драматурга. Бекетт наравне с Ионеско считается создателем театра абсурда. Так как это направление в драматургии не признавалось советскими идеологами, то мы пьесы Бекетта не видели, а фамилию его не слышали, хотя он лауреат Нобелевской премии по литературе 1969 года.

Самюэл Бекетт за работой

Самой его известной пьесой является «В ожидании Годо».

Персонажи пьесы Бекетта «В ожидании Годо» Диди и Гого.

Наиболее значительное произведение – трилогия «Моллой», «Малон умирает», «Безымянный». Жил Бекетт в Париже, и после П Мировой войны писал на французском языке. Немного найдется двуязычных писателей – Набоков, Кафка, Джозеф Конрад и Бекетт.

Алан Шнейдер был постановщиком пьес Беннета в Америке, чувствовал его экзистенциалистские концепции как никто другой, и прославился именно благодаря пьесам Бекетта.

Даже смерть Шнейдера в Лондоне в 1984 году связана, правда, косвенно, с Бекеттом. Шнайдер переходил дорогу к почтовому ящику, чтобы бросить письмо Бекетту, и забыл, что в Лондоне левостороннее движение, и попал под машину.

Бекетт (слева) и Шнейдер (справа)

Помимо его творческой биографии, интересны некоторые факты из личной жизни Самуэля Бекетта – он хорошо играл в шахматы, которым научил его дядя, брат матери. Этот дядя как-то обыграл самого чемпиона мира Рауля Капабланку в матче с ирландскими любителями шахмат.

Вырубленное словно из камня высокого худощавого ирланца с пронзительными синими глазами было по-мужски очень интересно. В него была влюблена наследница многих миллионов Пегги Гуггенхайм, но Бекетт не ответил на ее любовь взаимностью.

Дружеский шарж на Бекетта и Гугенхейм

Но вернемся к Алану Шнейдеру. Фильмов он поставил всего пять, но самым значительным был немой «Фильм» по сценарию Бекетта, который идет всего 21 минуту. Сначала в главной роли создатели фильма видели Чарли Чаплина. Но сценарий фильма так и не дошел до него. Так что в фильме снялся легенда немого кино, прославленный комик Бастер Китон. В это время он уже много пил и отчаянно нуждался в деньгах.

«…просмотр фильма, который так и называется - "Фильм", убеждает в неординарной силе воздействия бескомпромиссного пессимизма Беккета и фатального гения Китона. Весь "Фильм" мы видим одну спину и руки старичка-героя - он крадётся, прячется, избегает отражений, будь то зеркала, стёкла или глаза людей и животных; ведь отразиться - значит познать самого себя, после чего возможна только смерть. И всё-таки в финале картины "кто-то" (камера, режиссер и все зрители всех времён) огибает спину героя, чтобы взглянуть ему в лицо. Тут-то мы и видим потрясающий глаз Бастера Китона, пульсирующий ужасом самопознания».

Алан Шнайдер и Бастер Китон на съемках фильма
Сцена из фильма

Остается только удивляться, почему, при наличии такого количества русских, которые могли бы быть консультантами, все голливудские фильмы на русскую тематику грешат немыслимым количеством «развесистой клюквы». Причем эта непонятная «традиция» дошла и до наших дней, например, в целом неплохой экранизации «Анны Карениной» 2012 года с Кирой Найтли в главной роли. Изба, в которой живет Лёвин, представлена на экране как древнерусский терем.Удивительно!