Мозаика прошедших дней

Наталии Киселевой

Русские имена на картах зарубежья

Русские красавицы

Нина Пол, «Мисс Россия» 1932 года

В свое время, довольно давно, я много писала о том значении и влиянии, которое имели русские жены на западных интеллектуалов и на восточных владык королевского и коммунистического толка – о жене Ромена Роллана Майе Кудашевой, о жене Луи Арагона Эльзе Триоле, о модели Анри Матисса Лидии Делекторской, о моделе и жене Аристида Майоля Дине Верни, о музе Ницше и Вагнера Лу Саломэ, о жене чемпиона мира по шахматам Рауля Капабланки Ольге Чегодаевой и о многих, многих других.

Красавицы, умницы, с «загадочной русской душой», они отличались от других красивых женщин неуловимым шармом, который притягивал людей неординарных и самобытных, а таковые прибретали известность, а с ними приобретали известность и их спутницы.

Не буду говорить о знаменитой Гала, жене экстравагантного гения Сальватора Дали или об Ольге Хохловой, ставшей женой Пабло Пикассо, – о них все знают.

Поговорим о тех, кого знают значительно меньше, хотя слава их в свое время была не меньше, а у кого-то и больше, чем у растиражированных имен русских жен. Они были эмигрантками, и этого было достаточно, чтобы у них на родине, в России, эти имена постарались забыть. Они могли быть аристократками, ставшими «манекенами», могли быть жрицами искусства, могли быть сами по себе красавицами, блеснувшими на миг и удивившими мир своей красотой... Но все они были русскими, из России, из прошлой жизни...

Попробуем вернуть их из небытия.

«Русская жемчужина» - La Belle Kochuba
Балерина Валентина Кошуба (1898-1997)

Как многие другие балерины, родилась в офицерской семье, проживающей в Самарканде в Средней Азии. Ее отец генерал-майор Иван Степанович Кашуба был участником Русско-Турецкой войны 1877-1878 гг. под командованием генерала Скобелева. Был учаатником Туркестанских походов. Служил в Самарканде, где у него в 1898 году родилась дочь Валентина.

После революции участвовал в Белом движении на Севере. В мае 1920 года был арестован и в сентябре 1920 года расстрелян вместе с другими 14 офицерами в Холмогорском концлагере.

Фото из архивно-уголовного дела предоставлено архивом УФСБ по Архангельской области.

Семья вскоре перебралась в Москву. Попав в волшебный мир балета на представление «Конька-Горбунка», маленькая Валя навсегда балетом «заболела». Закончила балетную студию, в 15-летнем возрасте участвовала во «взрослом» номере «Танго» в Московском театре миниатюр. . Выступала как балерина, но большого таланта в ней не замечали, а вот красота ее была заметна и в ту пору в моде. Ее даже сняли в немом фильме «Сашка-семинарист»

В 1914 году в Москву из-за границы приехал Сергей Дягилев. Успехи его «Русских сезонов» в Париже были оглушительны, балетная труппа разрасталась, нужно было новое пополнение. И вот прославленный антрепренер и его главный балетмейстер Михаил Фокин отобрали несколько способных молоденьких балерин для кардебалета.

Валентина Кошуба на звание «балерины» не тянула (в царской России это звание носили всего 8 человек), но, как уже упоминалось, была запоминающе красива. Ее называли «самой красивой девушкой дягилевского балета».

Фотография 1917 года, еще в дягилевской труппе.

Сильной стороной Валентины Кашубы (Кошубы) было исполнение характерных танцев, но в труппе Дягилева этого как бы не замечали, хотя Дягилев и ценил ее дворянское воспитание куда больше, чем красоту и талант танцовщицы. Но она танцевала во многих балетах, и ее партнером был сам Вацлав Нижинский.

В 1919 году Кошуба ушла из дягилевской труппы, выступала с характерными танцами в парижских варьете, и поступила в труппу «Опера Сальватти», с которой уехала в большое турне по Латинской Америке.

Вернувшись в Париж, была приглашена в труппу Анны Павловой. Сначала Павлова была очарована Кошубой. Балерина говорила Валентине: «Ты настоящая артистка. Мои девочки – тряпки по сравнению с тобой, моя Кошуба».

В 1921 году режиссер Иосиф Ермильев, когда-то снявший Кошубу в своей картине «Сашка-семинарист», в Париже вновь занял балерину в своей «фильме» «Нищенка». Большого успеха картина не имела, но материально поддержала Валентину.

В 1922 году была открыта неразграбленная гробница фараона Тутанхамона. Один из первооткрывателей ее, восхищенный красотой Валентины археолог-англичанин подарил ей изумрудный кулон из гробницы. Об этом расказывает известный историк моды Александр Васильев: «Подарок был великолепен, но, увы не принес счастья Валентине Ивановне. Когда она его надевала, рассказывала мне почти столетняя балерина, кулон жег ей грудь, а ночью чья-то величественная тень вставала у изголовья постели, к тому же Кашуба вскоре захворала необъяснимой хворью и срочно продала изумруд Картье, который, в свою очередь, перепродал его египтоманствующей клиентке, после чего, впрочем, клиентка и скончалась».

Но постепенно, видя со всех сторон восхищение красотой Кошубы, восторги Павловой сошли на нет. Великая балерина Анна Павлова совершенно не выносила никакого превосходства над собой, никогда и никакого.

На гастролях в Испании король испании Альфонсо ХШ (дедушка нынешнего короля Испании Хуана Карлоса), большой любитель женской красоты, неосторожно спросил у Павловой, а приехала ли с ней « «эта жемчужина — la belle Kachouba». Анна Павлова вспылила – жемчужина в труппе только одна – она, Анна Павлова. Кошубе в месте было отказано.

Тут оказалось, что Валентина Ивановна больна, и ей надо менять климат. К тому же в это время в Европе оказался переизбыток русских балерин, актрис, моделей и просто красавиц. Дорога Кошубе лежала за океан. В 1926 году она пересекла Атлантику и обосновалась в Нью-Йорке.

В Нью-Йорке танцевала в балете знаменитого Федора Козлова. В 1928 году победила на конкурсе русских красавиц Нью-Йоркской колонии «Мисс Россия». И вскоре выступила последнй раз в качестве характерной балерины в балете Игоря Стравинского «Свадебка» на сцене Метрополитан-опера в начале 1929 года. Балет этот пользовался шумным успехом. Огромная статья о балете, и особенно, о Кашубе появилась в Бруклинской газете.

The Brooklyn Daily Eagle, апрель 1929 года.
А вот такой она появилась на обложке майского номера журнала «ВОГ» 1929 года. Фотограф Edward Steichen.

Но в октябре 1929 года грянул «черный вторник» и началась Великая Депрессия. Ангажемента ей более не предлагали. Её балетная карьера, длившаяся почти двадцать лет, завершилась. Надо было иската другое приложение своих сил.

Валентина Ивановна всегда была стильной дамой. Ее личным туалетам, а также сценическим костюмам, которые зачастую придумывала она сама, завидовали все балерины. И вот теперь Кошуба решила использовать и эту сторону своего дарования – она открыла костюмерную мастерскую «Маскарт». В другое время и в другом месте она бы преуспела, но Великая Депрессия перемолола не одну судьбу.

В начале 30-хх годов балерина, которой было уже за тридцать, возврашается в Париж, где живут мать и два брата. В Париже она занялась...хиромантией. На жизнь хватало.

Зaтем события жизни Мадам Кашубы неуловимы и мы должны вступить на скользкий путь догадок и домыслов.

Неизвестно даже имя ее первого мужа. В описи бумаг Ротшильдов есть письмо Лео Кованько, обозначенного как муж балерины Валентины Кашубы, но первый ли это муж, непонятно.

Мадам Кошуба вышла замуж второй раз за «русского» немца, по-видимому, симпатизировавшего гитлеровцам. Кто был этот немец, не упоминается. В 1936 году пара переехала в Берлин. Зачем?

В июне 1941 года Кошуба выступила в хореографии Б. Князева «Ликующая и страдающая Россия» вместе с московской балериной Эльзой Кригер. Здесь целый ряд вопросов – что это был за балет, и так как он был разрешен гитлеровскими властями, то это был прогерманский балет, и почему он состоялся буквально за несколько дней до нападения на Советский Союз? И каким образом московская балерина Эльза Кригер оказалась в Берлине во время Второй мировой войны? Каким образом Кашубе из Германии удалось вернуться в Париж? И с мужем или без мужа, и какова этого мужа судьба?

Есть множество других вопросов, вот только ответов на них нет и на просторах Рунета и Интернета. Фигуры умолчания. Известный «русский» парижанин, историк моды и вообще интересный человек Александр Васильев провел большое интервью с Валентиной Кошубой в 1990 году. Но он констатирует факты ее жизни периода с 1935 до 1946 года без ответов на эти вопросы.

Годы идут, и Валентине Ивановне надо на что-то жить. В 1946 году она нанимается костюмером и гримером в труппу русского балета полковника де Базиля (Василий Григорьевич Воскресенский 1880-1888 – 1951). Он называл себя казачьим полковником, хотя это нигде документально не подтверждено. Казаком же он был.

Оказавшись в Париже, занялся ангажементами популярного русского балета, и во время П Мировой войны стал импрессарио балетной труппы, с которой исколесил полмира, войной не охваченной. С ним и Кашуба попала в очередной раз в Испанию, где и осела навсегда.

Валентина Ивановна открыла в Мадриде балетную студию и благополучно провела авои последуюшие годы. Александр Васильев подчеркивал ее живость, наряды и грим, восхищаясь 92-летней дамой, которая не утратила своего известного стиля.

Умерла сеньора Кошуба в 1997 году, чуть-чуть не дожив до своего 99-летия.

ВИЛЕНСКАЯ ГИМНАЗИСТКА
Королева крсасоты 1933 года Татьяна Маслова (1914- ?)

Во всех крупнейших городах Европы после революции 1917 года в России осело множество русских беженцев – в Праге, Софии, Белграде, Берлине. Особенно много их было в Париже – до 200 тысяч человек. Среди них был цвет русской интеллигенции, были просто выживающие люди, были и «нижние чины». Но все они скучали и томились по Родине, которую у них насильно оторвали. Они и жили не европейской, а русской жизнью - русские рестораны с цыганами и балалайками, русские дома мод, русские аптеки, русские магазины, русские школы и, конечно, русские газеты, многие из(взамен которых брали за образец американские газеты.

В сентябре 1921 года в Атлантик-сити для привлечения туристов был проведен первый конкурс красоты, который на следующий год получил название «Мисс Америка». Кстати сказать, Мисс Америка 2016 года стала дочь русских иммигрантов Кира Казанцева.

Русский Париж осенило, а почему бы и им на провести подобный конкурс – ведь подрастало поколение девочек и мальчиков, которых вывезли из России детьми. И среди этих девочек было немало красавиц.

И вот в 1926 году довольно популярная газета «Иллюстрированная Россия» поместила объявление следующего содержания «Приглашаются к участию в конкурсе красоты русские женщины в возрасте от 16 до 25 лет, незамужние, достойного поведения, проживающие в любых европейских странах, но имеющие возможность приехать в Париж на запись и финал конкурса в сопровождении старших членов семьи».

Как всегда, обещалось больше, чем предполагалось исполнить, но это было заманчиво и вносило несколько цветных красок в довольно серое существование большинства русских беженцев.
Справка из Википедии http://top-antropos.com/history/20-century/item/549-miss-russia-29-39

С 1926 по 1928 годы победительница получала титул "Королева русской колонии Парижа", а с 1929 года конкурс стал называться "Мисс Россия". Преобразование конкурса от "Иллюстрированной России" было связано с появлением в 1928 году международного конкурса красоты "Мисс Европа". Организатор конкурса "Мисс Европа" Морис де Валефф уведомил письмом редактора журнала "Иллюстрированная Россия" о создании нового международного конкурса и пригласил представлять Россию девушку из 200-тысячной парижской русской общины, мотивируя это тем, что "Советы могли прислать не ту красавицу, какую хотелось бы".

7 февраля 1931 года журнал "Иллюстрированная Россия" писал: "В шестой раз за время существования русской эмиграции собирается в редакции "Иллюстрированной России" франко-русское жюри для выборов самой красивой девушки зарубежья.

Три года кряду - в 1926, 1927 и 1928 г.г. - наша избранница венчалась эфемерной короной "королевы русской колонии". Потом, начиная с 1929 года, она стала получать более демократический, но и более ответственный титул "Мисс России", - ответственный потому, что отныне ей выпадало на долю представлять зарубежную Россию на двух международных конкурсах красоты: на парижском, завершающимся избранием "Мисс Европы", и на американском, организуемом ежегодно для выборов "Мисс Вселенной".

Победительницей первого конкурса «Королева русской колонии» 1926 года стала Валентина Остерман из Берлина, но оказалось, что у нее не «нансеновский» (т.е. эмигрантский) паспорт, а легальный немецкий, и титул у нее был отнят. Королевой была названа вице-королева ирина Левицкая. (Интересно было бы проследить за судьбами каждой «Королевы» и, в дальнейшем «Мисс России», но слишком мало материалов об их судьбах после конкурса).

Валентина Остерман
Ирина Левицкая

Поэтому остановимся на красавице Татьяне Масловой, ставшей победительницей не только конкурса «Мисс Россия» 1933 года, но и победительницей конкурса «Мисс Европа» 1933 года (Опять-таки в скобках – СССР в этих «буржуазных» конкурсах не участвовал, советские красавицы трудились на укладке шпал вместо мужчин, или управляли катками для укладки асфальта, или впрягались вместо лошадей в колхозах...Ряд можете продолжить сами. Только 66 лет спустя мисс Европы стала Елена Рогожина из России, и с тех пор регулярно русские девушки становились Мисс Европы). Итак, Татьяна Маслова. Она родилась в Петербурге в 1914 году. Ее отец был военным моряком, и командовал подводной лодкой «Тюлень». Был награжден Георгиевским крестом, и как водится, был расстрелян в 1918 году. Мама с маленькой Таней бежали в пределы Польши, в литовский город Вильно (ныне столица суверенной Литвы Вильнюс).

Там нашелся состоятельный родственник, который отправил девочку сначала в школу св.Сестер из Назарета, а затем и в Пушкинскую гимназию Вильнюса. Таня хорошо играла на пианино, свободно изъяснялась на пяти языках, и как утверждают американские источники, была полностью «ополячена». Выросла замечателной красавицей, всегда окруженной роем поклонников, но оставалась скромной и тихой девушкой.

В Вильно выпускалась газета на русском языке «Русское слово». В ней работал А. Дугорин, которому было получено написать о конкурсе «Мисс Россия» 1933 года. Посмотрев на условия конкурса, он понял, что известная виленская красавица Татьяна Маслов идеально подходит. “Надо ее послать ее на этот конкурс”, загорелся Дугорин. Он написал в редакцию газеты «Иллюстрированная Россия» письмо, в котором описывал Татьяну Маслову и прилагал несколько ее фотографий. Маслова отвечала всем требованиям к конкурсанткам, но... письмо пришло за четыре дня до дня конкурса, назначенного на 23 апреля. Что делать?!

Но в этот же день сама Татьяна Маслова позвонила в редакцию газеты и ей предложили приехать. Срочно были сложены чемоданы и Таня с мамой выехали из Вильно в Париж. Они прибыли в парие 22 апреля, а 23-го Татьяна уже дефилировала перед жюри. Тогда не было парадов купальников и почти обнаженных тел. Конкурсанткам надо было лишь принять изящную «пластическую позу» на глазах у зала. Оценки жюри ставило за красоту лица, за фигуру и за «общее впечатление». Единогласное постановление жюри – «Мисс Россия» - Татьяна Маслова.

Надпись под этой фотографией гласит «Мисс Россия» скромно ездит на автобусе».

В один день виленская девушка стала знаменитостью. Ее фотографировали брали интервью, выпускали открытки с ее милым лицом. Правду сказать, понять, что ей только девятнадцать лет, по этим карточкам трудно.

По традиции, «Мисс Россия» участвует в самом престижном в то время конкурсе «Мисс Европа». Он стал проводиться с 1928 года, и быстро приобрел популярность. Именно в связи с ним титул «Королева русской колонии» был заменен титулом «Мисс Россия». В пяти конкурсах принимали участие красавицы с этим титулом, но им не удавалось ни разу выиграть. И вот конкурс на звание «Мисс Европы» 1933 года, который проводится в Мадриде. Французские газеты, под чьей эгидой прододится данный конкурс, обещали, что победительницу ждет поездка в Америку.

Татьяна Маслова едет с мамой в Мадрид. Ее восторженно приветствуют уже на перроне, а затем коррида, приглашение до Дворец Республики. И наконец, сам конкурс – участвуют представителницы 14 европейских стран. И внова единогласное решение жюри – самая красивая девушка Европы – Татьяна Маслова. Зал, где было немало русских, неистововал от восторга. Какой триумф, какой великий день в жизни провинциальной апатридки!

Открытка, изображающая первую красавицу Европы.

Правда, вместо поездки в США ей дали поездку в соседнюю Португалию, но дареному коню в зубы не смотрят.

А потом... А что потом? Ничего. Мадмуазель Маслова пытается начать кинокарьеру, но что-то не получилось. Красавица возвращается домой, в Вильно. Живет с мамой, скромно и тихо.

В 1937 году исполнялось 100 лет со дня смерти Пушкина, и во всех городах, где были русские колонии, эта дата отмечалась выставками, концертамии, спектаклями. Пушкинская гимназия Вильно готовилась поставить «Евгения Онегина», но не было исполнительницы роли Татьяны Лариной. Обратились к бывшей выпускнице Татьяне Масловой. Она хорошо исполнила роль в бессмертной пьесе.

Затем сведения о ней не только смутные, но и противоречивые – не то она выходила замуж за офицера войска Польского, не то нет.

В интернете нашла следующие сведения:
Замуж не стремилась, хотя поклонников у нее было немало. Рассказывают, что в нее влюбился состоятельный молодой человек-голландец. Он появился в Вильне на шикарном белом автомобиле, каких здесь не видали. За авто шумными ватагами бегали местные мальчишки. Идет молва, что с голландцем Татьяна не сошлись по «идейным соображениям», мол, ухажер увлекался развлекательной музыкой, она же, получившая классическое образование в Пушкинской гимназии, естественно, отдавала предпочтение музыке классической. Голландец оставил Вильну, не получив удовлетворенияобедительницы конкурсов красоты не долго ходили в девицах, как правило, они выходил и замуж в год своего триумфа, и по словам одной из газет того времени «большинство из самых красивых русских девушек превратилось в хороших русских женщин. Есть все основания порадоваться за своих «Мисс». Уже связала себя семейными узами победительница конкурса «Мисс Россия –1934» Екатерина Антонова, а Татьяна Маслова по-прежнему жила вдвоем с матерью. Но в Европе о ней еще помнили. Парижская эмигрантская газета «Наша Заря» в номере от 7-го июля 1936 писала о личной жизни красавицы так: «Т. А. Маслова, которая недавно приезжала из своей Вильны в Париж, шутя говорила: «Я жду своего прекрасного принца...».

По некоторым сведениям, перед П Мировой войной она вышла замуж за человека лет на 20 старше ее - тракайского (а кто пишет виленского) адвоката-караима Рафала Лабаносема, внука тракайского бургомистра, и уехала с ним в Германию, жила во Франкфурте-на-Майне. Как сложилась ее судьба в гитлеровской Германии, как она умерла (дата ее смерти неизвестна, но по некоторым сведениям, она не дожила и до 30 лет), какова судьба ее мужа-караима во время Катастрофы европейского еврейства, опять-таки неизвестно. Может быть, какие-то сведения есть в немецких архивах, но кому интересна судьба красавицы из России далекого 1933 года...

ПСЕВДОНИМ Я РУСКАЯ Jia Ruskaja
Евгения Федоровна Борисенко (1902–1980)

Почему так много было балерин среди русских беженцев, ответить трудно, однако факт остается фактом – их было много и русский балет за рубежом пользовался заслуженной славой, начатой еще при жизни Сергея Дягилева «Русскими сезонами».

Но эпоха классического балета в 30-е годы ХХ века, кажется, потеряла господствующее положение. В моде эксперименты, «танцы босоножек» Айседоры Дункан, поиски новых форм в танце. Именно на волне интереса к новаторским формам танцевального искусства и засверкало сначала в Италии, а затем и всей Европы имя Евгении Борисенко.

Женя родилась в Керчи, в семье офицера Федора Борисенко и его жены Елены, урожденной Курагинской. Ее учили музыке, а она бредила балетом, поэтому с 5 лет ее отдали в балетную школу. Юность девочки пришлась на войну, революцию, Гражданскую войну. Вместе с тысячами других русских, военных и штатских, она с отцом покинула Крым и оказалась в Конатантинополе.

Брак с англичанином Эвансом Полом казался ей спасением среди этого урагана. В 1920 году пара поженилась и вскоре у Евгении появился сын. Но вскоре брак рухнул, Эванс уехал в Лондон и забрал с собой сына. Более о мальчике в многочисленных биографических книгах и заметках не упоминается.

В 1921 году Евгения Борисенко попадает в Рим. Италия не была гостеприимной к русским беженцам – там остро чувствовались революционные настроения, вскоре выродившиеся в национал-фашизм (кстати, слово «фашизм», «фашисты» происходит от итальянского слова fascio – пучок ликторских стрел, в переносном смысле «объединение», «союз»). И уже в 1922 году фашисты установили свою власть в Италии. Русских в Италии было всего 15 тысяч, и Италия для них, как и позже в 70-80-х гг., была скорее перевалочной базой, а не местом постоянного проживания.

Другое дело Евгения Борисенко. Ее талант балерины и не в меньшей степени ее красота открыли ей дверь в дома итальянской интеллигенции. Молодой балериной заинтересовался Антон Джулио Брагалья, основатель «Дома Искусств», известный театральный режиссер-авангардист, один из первых кинорежиссеров-новаторов, основатель фотодинамизма – искусства не статичной фотографии, а фотографии движения. В этом стиле снята первая фотография этой статьи. Именно он предложил Еуджинии Борисенко, как ее называли в Италии, выступать под псевдонимом «Я Руская», который и сделал ее знаменитой.

Антон Джулио Брагалья

В ту пору еще не забыли повсеместное увлечение не только «Русскими сезонами» Дягилева, а вообще всем русским. Многие англичане и французы, выступающие на балетной сцене, брали псевдонимами русские имена (читай «Англичане с русскими именами» в книге автора «Опавшие листья истории»).

Я Руская выступала в Риме и ее звезда всходила все выше. Вскоре ее пригласили в столицу оперного и балетного искусства Италии – в Милан, куда она перебирается в 1928 году. Отныне на 12 лет ее судьба будет связана с городом-центром оперного и балетного искусства Италии. Впервые она появилась перед миланской взыскательной публикой в «Выставочном Театре» , где Я Руская исполнила партию Сумитры в «мономимической индийской легенде» Карло Клаузетти, на музыку будущего главы миланской консерваторииРиккардо Пика Манджагалли и в постановке Гвидо Сальвини. Был успех.

Следующим шагом покорения итальянской публики было открытие балетную школы для больших и маленьких, и в качестве преподавателя проявляется еще одна сторона ее таланта.

В 1928 году Я Руская снимается в последнем немом итальянском кинофильме «Юдифь и Олоферн», вышедшем на экраны в 1929 году. Этим фильмом заканчивается эра итальянского немого кино – Великий Немой заговорил, и это было концом кинокарьеры многих русских барышень – акцент не позволяет им сниматься. Более не появляется на киноэкране и Я Руская.

Но у нее немало и других занятий. Так, в том же 1928 году выходит ее книга «Танец как способ бытия», не потерявшее свое значение и по сей день пособие по философии танца.

Сцена из фильма «Юдифь и Олоферн».

Её приглашают руководить балетной студией при миланском театре де ла Ферма, а с 1932 года по 1934 год она руководит Школой Балета во всемирно известном театре Ла Скала и выступала в нем в качестве солистки балета.

Я Руская - прима-балерина миланского театра «Ла Скала»

Но Я Руская обладала весьма независимым характером и она не сходится во мнениях по вопросам балетных постановок с руководством Ла Скала, и балерина уходит из прославленного театра. Она также покидает и свой театр балета, который специально для нее построили городские власти Милана. Одно это говорит о значении и влиянии на итальянское искусство балета. Она создает и руководит независимой студией балета. Именно тогда она получает помещение для балетных постановок на центральной улице Милана виа Спига (хорошо знакомой нынешним модницам) а затем власти города строят для ее постановок театр под открытым небом на 2тысячи мест, и они не стоят пустые. К этому времени и относится знакомство русской эмигрантки с главным редаактором крупной проправительственной газеты Альдо Борелли. Вскоре в газете «Corriere della Sera» от 2 ноября 1934 года появляется объявление о наборе в ее студию античного танца. Набор проходит вполне успешно и карьера Я Русская в качестве балетного педагога устремляется ввысь.

И тут судьба ее делает новый поворот – в 1935 году она выходит замуж за Альдо Борелли и становится гражданкой Италии. Вскоре Италия нападает на Эфиопию и Борелли уходит на фронт в качестве офицера-артиллериста. После победы Италии Альдо Борелли возвращается на свой пост главного редатора «Кориере делла Серра, и остается на этом посту до 25 июля 1943 года, когда произошло падение режима Муссолини фашизма, позднее был амнистирован и оставался в журналистике до своей смерти в 1965 году. Ну, а Я Русская (синьора Борелли)? В 1936-м в Милане вышла в свет книга о Я Руской — «Танцующая красавица». Позднее, после войны было создано около десяти фильмов как о самой балерине, так и о ее детище Национальной Академии Танца.

Вместе со своими учениками летом 1936 года Я Руская едет на Берлинскую Олимпиаду. Она уже не безвестная эмигрантка, а состоятельная синьора Борелли, уважаемая владелица собственной студии балета. Выступление ее учениц в театре на площади Хорста Весселя завоевывает серебряную медаль.

Я Руской часто ставят в вину «обслуживание» фашистского режима, но искусство, если оно не диссидентское, всегда «обслуживает» господствующий режим (лучший пример - советское искусство). Она была балериной и успешным педагогом балета, ей и дела не было до перепитий современной политики.

Но продолжим рассказ о жизни известной итальянской балерины, которая никогда не меняла своего псевдонима Я Руская. В 1940 году она перебирается обратно в Рим. Здесь она также открывает балетную студию, которая к 1948 году превращается в Национальную Академию танца. Она приглашает в школу в качестве преподавателей прославленных балерин и танцовщиков родом из России -Давида Личина, Александру Захарову и других

Урок Давида Личина

Отныне жизнь синьоры Борелли навсегда связана а Авентинским холмом Рима - здесь расположена ее Академия, готовящая итальянских балерин и танцовщиков, среди которых будут и известные. Здесь, на Авентине стоит и ее вилла.

В 1962 г. за свои заслуги знаменитый хореограф была удостоена премии «Золотая Минерва», в 1965-м — Международной премии имени Изабеллы д’Эсте.

Я Руская – синьора Борелли – в последние годы жизни

В завещании Я Руская свое немалое наследство – земли, здание школы, дома, картины и др. – завещала Академии Танца. Это должно идти на развитие балетного искусства, на помощь талантливым, но малоимущим студентам. Если этого не происходит, то все должно отойти к Большому Театру как лучшему балетному центру. Когда директор Академии вознамерился продать часть земель, тут-то и вспомнили на родине забытую Я Рускую, и тут же подали иск. Узнали, что три картины Деперо, Болдини и Микетти были проданы по ценам, ниже объявленных, и закипели страсти.

Тяжба длится несколько лет, не смущая бывших земляков, которые знать не хотели балерину и обвиняли ее в пособничестве фашистам при ее жизни, а тут такие деньги... Но эти бои между Академией танца и Большим театром, которые окрестили боями Одетты/Одилии, будут позже, в третьем тысячелетии.

А пока Я Руская, которую вы видите на снимке, живет в Риме, и на 68-м году жизни умирает, оставя двусмысленное завещание.

Здесь на Авентине, на некатолическом кладбище Тестаччо, на котором лежат и художник Карл Брюллов, и декабрист Захар Чернышов, и многие русские аристократы, ее и похоронили в 1970 году. На могиле скромная надпись по итальянски. Я даю ее в переводе.

JIA RUSKAJA EUGENIA BORISSENKO
6.I.1902 - 19.IV.1970

(Основательница национальной академии танца. Посвятила хореографическому искусству с решительностью и самоотверженностью всю себя без остатка.)