Мозаика прошедших дней

Наталии Киселевой

Новая глава

Чье лицо на картине?

В продолжение темы «Русские сокровища в музеях США» хочу рассказать об одной картине, которую я частенько видела на буклете, и ни разу не задумалась, почему же именно это лицо, лицо Всеволода Гаршина, завораживающее непривычно печальным взглядом, воспроизведено на этом буклете. Я проводила экскурсии по многим музеям США – и известным, таким как Новоорлеанский, и Чикагский институт искусств, и по Вашингттонским художественным музеям, и по Филадельфийскому, и лучшему музею импрессионистов в США Барнс фоундейшн, и мало известным – Вилмингтонскому с его невероятной коллекцией пре-рафаэлитов, и Хайд-коллекшн, и даже по Художественному музею в Буэнес-Айресе, и многим, многим другим, но чаще всего я приводила группы в Музей Метрополитен в Нью-Йорке. И именно там план музея на русском языке украшен портретом писателя Всеволода Гаршина работы И.Е.Репина (1884).

Я об этом писателе и его трагической судьбе уже упоминала в главе моей второй книги «Опавшие листья истории». Глава называлась «Картины убивают людей, люди убивают картины». Общеизвестен факт, что спустя некоторое время после написания портрета Гаршина в виде этюда к картине «Иван Грозный убивает своего сына» Репиным, Гаршин погиб,

Правда, мне почему-то и в голову не приходило поинтересоваться, где же находится вот эта картина?! В Третьяковке, конечно, ну на худой конец, в Русском Музее. Ан нет, портрет Всеволода Гаршина за письменным столом находится именно в Музее Метрополитен, в Нью-Йорке.

Портрет попал в Метрополитен довольно кружным путем. В 1887 году Репин закончил работу над этим портретом Гаршина, и в том же году портрет купил И.Н.Терещенко, украинский сахарный магнат. Картина находилась в Киеве, а с 1903 года висела в кабинете морозовской Villa Mariposa в Каннах. В 1929 году была продана Борису Бахметьеву, видному ученому-гидравлику, бывшему послом Временного правительства в США. В завещании 1951 года Бахметьев выделил картину своему ««Бахметьевскому гуманитарному фонду», а уж распорядители фонда продали картину Музею Метрополитен. Будете в музее, загляните в зал 827, поклонитесь замечательной работе замечательного художника, и помяните добрым словом самого Всеволода Гаршина – заложника своей душевной болезни, но тем не менее яркого прозаика и публициста земли Русской.

В журнале «Огонек» в номере 43 в октябре 1950 года была опубликована статья известного искусствоведа и коллекционера Ильи Самойловича Зильберштейна «Потерянные портреты русских писателей», где были приведены четыре портрета работы И.Е.Репина – карандашный набросок портрета И.А.Гончарова, портрет писательницы Елены Апрелевой-Браламберг как этюд к голове царевны Софьи, портрет Гаршина и портрет К.М.Фофанова. Под каждым было написано, что местонахождение неизвестно.

С портретом Всеволода Гаршина теперь ясно, где он находится – в Нью-Йорке. Я долго пыталась выяснить местонахождение других портретов, но безуспешно. Так что поговорим о портрете Вс.Мих.Гаршина, вернее, о четырех его портретах работы Репина.

Сегодня писатель и художественный критик Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888) малочитаем и маловспоминаем. Интересно, что более всего известна его детская сказка, и даже не сказка, а название сказки, – «Лягушка-путешественница». И сегодня мы называем так людей, которые много ездят и много видят.

Но когда-то Всеволод Гаршин был одним из самых многообещающих литераторов молодого поколения, которого очень высоко ставили и Тургенев, и Толстой, и Чехов. Встретившись с Ильей Ефимовичем Репиным, Гаршин мгновенно стал его другом. Репина сразу же поразило лицо писателя и потянуло писать его в своих работа.

В своих воспоминаниях «Далекое близкое» художник так вспоминает о Гаршине: «"Когда Гаршин входил ко мне, я чувствовал это всегда ещё до его звонка. А он входил бесшумно и всегда вносил с собой тихий восторг, словно бесплотный ангел"... И далее: «В характере Гаршина главной чертой было – не от мира сего – нечто ангельское. Добрейшая, деликатнейшая натура: всё переносила в себе в пользу мирных добрых отношений. Все молодые друзья любили его как ангела".

Давайте познакомимся с Всеволодом Михайловичем Гаршиным – выдающимся русским прозаиком и публицистом - поближе. Он родился 2 февраля 1855 г. в имении Приятная Долина Екатеринославской губернии (ныне Донецкая область, Украина) в офицерской семье.
Гаршины — старинный дворянский род обрусевших татар, происходящий, по преданию, от мурзы Горши (или Гарши), выходца из Золотой Орды при Иване III.

Детство будущий писаатель провёл в военной среде (отец Михаил Егорович Гаршин (1817—1870) был офицером). Мать Гаршина, Екатерина Степановна Акимова,«типичная шестидесятница», интересовавшаяся литературой и политикой, свободно владевшая немецким и французским языками, оказала огромное влияние на сына.

В одной из биографий писателя (http://stavropollibblind.blogspot.com/2015/02/160.html) говорится: Пятилетним ребенком Гаршин пережил семейную драму, сказавшуюся на его здоровье и в значительной степени повлиявшую на мироощущение и характер. Его мать влюбилась в воспитателя старших детей П.В. Завадского, народника, революционера, организатора тайного политического общества, и бросила семью. Отец пожаловался в полицию. Завадского арестовали и сослали в Петрозаводск. Мать переехала в Петербург, чтобы навещать ссыльного.

Ребенок стал предметом острого раздора между родителями. Чтобы убежать от действительности, Гаршин начал много читать. Читать он научился к четырём годам и научил его обучил тот же домашний учитель Павел Завадский по старой книжке журнала «Современник».
Семи лет Всеволод прочёл «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго и, перечитав его 20 лет спустя, не нашёл в нём ничего для себя нового. В возрасте 8-9 лет он уже зачитывался «Современником». До 1864 г. он жил с отцом, затем мать забрала его в Петербург и отдала в гимназию.
В 1874 году Гаршин поступил в Горный институт. Но литература и искусство интересовали его больше, чем наука. Он начинает печатать, пишет очерки и искусствоведческие статьи.

В 1877 году Россия объявила войну Турции; Гаршин в первый же день записывается добровольцем в действующую армию.

Портрет Гаршина 1877 года в форме унтер-офицера

В одном из первых своих сражений он увлек полк в атаку и был ранен в ногу. Рана оказалась неопасной, но в дальнейших военных действиях Гаршин участия уже не принимал. Он стал студентом филологического факультета Петербургского университета, а затем всецело отдался литературной деятельности. Гаршин быстро приобрел известность, особенной популярностью пользовались рассказы, в которых отразились его военные впечатления, - "Четыре дня", "Трус", "Из воспоминаний рядового Иванова". В начале 80-х гг. обострился психический недуг писателя (это была наследственная болезнь, и проявлялась она, когда Гаршин был еще подростком); обострение во многом было вызвано казнью революционера Млодецкого, за которого Гаршин пытался вступиться перед властями.

Около двух лет он провел в харьковской психиатрической лечебнице. В 1883 писатель женится на Н.М.Золотиловой, слушательнице женских медицинских курсов. В эти годы, которые Гаршин считал самыми счастливыми в своей жизни, создан лучший его рассказ - "Красный цветок". В 1887 г. выходит последнее произведение - детская сказка "Лягушка - путешественница".

С сайта http://www.litra.ru/biography/get/wrid/00961381229077324816/
Но очень скоро наступает очередная тяжелая депрессия. 24 марта 1888 г. во время одного из припадков Всеволод Михайлович Гаршин кончает с собой – он бросается в лестничный пролет.

В то утро, кажется ничего не предвещало этой беды – проснулся в обычном настроении, позавтракал, оделся и вышел из квартиры. Пройдя один пролет, бросился вниз головой с третьего этажа. Так как высота была небольшой, то писатель умер не сразу, умирал он мучительно. Интересно отметить, что рана у него на голове была точно в том месте, где на картине «Иван Грозный убивает своего сына» зияет рана молодого царевича на левом виске.

Картина настолько известна, что забывают о ее сюжете.
14 ноября 1581 года Иван Грозный пришел в покои сына Ивана, Третья жена Ивана Елена Шереметева, будучи на последних месяцах беременности, была легко, не по уставу одетой. Она не думала, что кто-то войдет. Грозный начал ее за это бить, царевич Иван пробовал заступиться за супругу, но озверевший от сопротивления царь ударил его заостренным концом посоха, и царевич упал, обливаясь кровью от раны на левом виске. Царь понял, что натворил (его второй сын, Федор, был не совсем адекватен), но помочь царевичу было ему не по силам. Через 5 дней 19 ноября Иван Иванович скончался, а жена его выкинула мальчика. Два наследника русского трона погибли от рук отца- сыноубийцы.

Репин так писал о том, почему прототипом царевича он выбрал именно своего друга Гаршина: "Задумав картину, я всегда искал в жизни таких людей, у которых в фигуре, в чертах лица выражалось бы то, что мне нужно для моей картины. В лице Гаршина меня поразила обреченность: у него было лицо человека, обреченного погибнуть. Это было то, что мне нужно для моего царевича".

Репин в 80-х гг. Х1Х в.

Уже тогда заговорили, что картина слишком эмоциональна и что она отрицательно действует на душевно нестабильных людей. При первом же показе картины «Иван Грозный убивает своего сына» истеричные дамы рыдали и падали в обморок.

Картина была куплена П.С.Третьяковым для своей галереи. Московский обер-полицмейстер просил его не выставлять полотно в залах, доступных публике – слишком велико было эмоциональное потрясение от нее. Но хозяин Третьяковки не внял предостережению властей предержащих – картина была выставлена. И началось! Анархисты, народовольцы, революционеры всех мастей приходили к картине и кто вслух, но шепотом, а кто-то про себя давали клятвы бороться с самодержавием, «кровью заливавшем Россию». (Эх, они тогда не знали, что именно революция и зальет кровью Россию!).

Третьякову настойчиво советывали спрятать ее в запасниках, но Павел Сергеевич отказывался.

Этюд И.Е.Репина к картине «Иван Грозный
убивает своего сына» - портрет Вс.Гаршина
Картина, на которую 1913 года напал душевнобольной Абрам Балашов и
с криком: «Довольно крови!» нанес три удара ножом по лицу Ивана Грозного.

А далее произошло следующее: цитирую по своей книге «Опавшие листья истории».

« Абрама Балашова (так звали умалишенного иконописца) бросили в тюрьму, приехавший Репин считал, что картина безвозвратно утеряна, а директор Третьяковской Галереи художник Хруслов от потрясения слег, и через три дня бросился под трамвай в Сокольниках и погиб.

....................................................................

 

Игорь Грабарь, назначенный новым директором Третьяковки, убедил И.Е.Репина переписать лица на картине. Художник работал маслом, и когда он закончил – о, ужас! – лица на картине были неестественно зелено-лиловыми. Когда Репин отбыл в свои Пенаты, сам Грабарь и художник Д.Ф.Богословский смыли новый слой краски и акварелью восстановили прежний колорит картины. Сегодня никто и не знает, что полотно так пострадало».

И еще для одной картины И.Е.Репина Всеволод Гаршин послужил прототипом центральной фигуры – «Не ждали», оконченной все в том же роковом 1888 году.
Сюжет этой картины – возвращение с каторги молодого революционера в родительский дом. Когда Репин поделился с Третьяковым замыслом картины, то именно Павел Сергеевич посоветовал фигуру революционера писать с Гаршина. На картине видны полубезумные глаза бывшего каторжанина.

Слова Репина: «"Этой кротости, этой голубиной чистоты в человеке мне ещё не приходилось встречать. Как кристалл чистая душа!"».
Репин продолжал работать над картиной и после того, как картину показали на ХП выставке художников –передвижников - фигура и особенно лицо входящего несколько раз переписывались уже после того, как картина была куплена Третьяковым и вывешена в галерее.

Было Гаршиным написано немного – несколько рассказов и коротких новелл, пара-тройка сказок, и это все. «Это все» было пронизано нотами пессимизма и депресии, за что его критиковали корифеи литературы тех лет. Из всех рассказов более известен «Красный цветок» 1883. Герой его, психически больной, борется с мировым злом, которое, как рисуется его воспалённому воображению, сконцентрировано в трёх ослепительно красных цветках мака, растущих на больничном дворе: достаточно сорвать их, и будет уничтожено всё зло мира. И ценой собственной жизни герой уничтожает зло. Рассказ этот можно назвать полубиографическим, потому что и Гаршин, в припадках безумия, мечтал сразу уничтожить всё зло, существующее на земле.

Короткая (всего 33 года) и яркая жизнь Всеволода Гаршина была чередованием периодов подъема и депрессий, лечения и творчества. Изменилось время, и его творчество кажется далеким, но его лицо будет жить ровно столько, сколько будут жить бессмертные картины Репина «Не ждали», «Иван Грозный убивает своего сына», «Портрет В.М.Гаршина за письменным столом».