Мозаика прошедших дней

Наталии Киселевой

Новая глава

Сапоги, лыжи и табакерки

Разбазаривание национального достояния, каким были сокровища царской семьи, началось сразу же после революции. С 1918 по 1923 год из помещичьих усадеб только Московской области было вывезено живописных полотен – 4528, скульптур – 463, предметов прикладного искусства – 15 546. У церкви изъято 20 000 пудов благородных металлов (чаши, потиры, кресты, дискосы, панагии).

Когда-то Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа, сказал, что из России было вывезено около 80% исторических драгоценных реликвий. Все, что было конфисковано, а то и снято с расстрелянных и замученных членов царской семьи, свезено было в Оружейную палату Московского Кремля и академик-минеролог А.Е. Ферсман, как один из серьезных знатоков драгоценных камней, составил опись драгоценностей Романовых – около 800 предметов. Но пересчет их ныне дает совсем другую цифру – всего 114 предметов, и то не самых ценных.

Валюты разрушенной России катастрофически не хватало. А ведь нужно было кормить голодающую страну, да еще платить зарубежным компартиям за создание нестабильности в собственных странах, т.е. за мировую революцию. Для добывания денег все шло в ход - открытая продажа драгоценностей дома Романовых и русских аристократических фамилий на аукционах в Германии, подделка печатей Фаберже и его мастеров и выброс на рынок поддельного «Фаберже», тайные сделки, и просто нелегальный вывоз драгоценностей за границу «на нужды мировой революции».

Когда кардинал Риарио понял, что скульптура – подделка, он вернул ее торговцу антиквариатом, и тот, через несколько лет, когда Микельанджело стал знаменит, продал ее под настоящим именем за большие деньги. Кардинал Риарио не только не рассердился на скульптора за его мистификацию, но и разыскал его, а когда Микельанджело прибыл в Рим, весьма помогал и покровительствовал скульптору.

На такой контрабанде попался однажды любимец и герой Советской власти- американский журналист Джон Рид, автор книги «Десять дней, которые потрясли мир». В его кофре нашли крупные бриллианты. Говорят, что Ленин дал указание обменять Рида на двух иностранных профессоров, оказавшихся в руках большевиков.

Много драгоценностей и художественных работ Карла Фаберже было вывезено русским дворянством, убегающим из Крыма под напором красных войск. Их продавали за небольшие деньги, чтобы обосноваться в эмиграции, а затем они были скрыты от глаз в частных собраниях.

В новом тысячелетии, когда предметы русского искусства подоражали во много раз, на «русских торгах» крупнейших аукционных домов эти предметы стали появляться во множестве.

В одной семье в Аризоне довольно долго хранился портрет неизвестного мужчины, обсыпанный тусклыми бриллиантами. Особой ценности он для семьи не представлял, и они решили выставить его на аукцион.

Каково же было их удивление, когда они от экспертов узнали, что это портрет молодого Петра 1, и такие портреты еще до появления русских орденов использовались как награды близким царю людям.

Считается, что таких портретов в мире осталось не более 6, т.е. это совершенно уникальная вещь. Знатоки-эксперты Сотбис, не всегда хорошо знакомые с русской историей, поставили предварительную оценку в 80-100 тыс.долларов, а портрет настоящий знаток купил за сумму, в 13 раз превышающую эстимейт, за 1 млн. 314 тыс. 500 долларов.

В ноябре 2010 года на торгах Кристи было выставлено 300 предметов из обихода царского двора, в том числе икона Николая-чудотворца, которой родители благословили будущего Николая П в день его восемнадцатилетия.

Интересен также попугай, сделанный из драгоценных уральских самоцветов. Он был куплен у мастера Алексея Денисова-Уральского в 1914 году за 200 рублей. Эстимейт его 189 тыс.долларов, и он был превышен.

И опять Фаберже. На аукцион были представлены редкие работы – презентационные табакерки из золота, бриллиантов и разноцветной эмали «гильоше», украшенные портретом Николая П. Известно, что всего табакерок с портретом императора Николая П было изготовлено 54 штуки, но из мастерских прославленного мастера Фаберже вышло всего 19, то есть в три раза меньше, чем пасхальных императорских яиц (56). Такие табакерки - большая редкоста, а уж чтобы представлены были две табакерки – вообще уникальный случай.

Императорские презентационные табакерки

Французский обычай дарить придворным табакерки с собственным портретом ввела еще Екатерина П, но и спустя сто пятьдесят лет влияние французского искусства очень сильно чувствуются и в этих вещах. Интересны и истории их «жизни»

Синяя квадратная, на которой император изображен в мундире Преображенского полка, была куплена у дома Фаберже в 1909 году за 2,5 тыс.рублей, что было огромной по тем временам суммой. Портрет императора был нанесен позже. В 1913 году праздновалось 300-летие дома Романовых, и нужны были множество подарков, которыми одаривались значительные персоны. Эта табакерка была подарена Турхану Паше (1846–1927), главе турецкого посольства в Санкт-Петербурге. Турецкое посольство Турхан Паша возглавил еще в 1873 году и уехал из России в связи с русско-турецкой войной 1877 года. Позже, в 1908–1913 годах он вернулся в Санкт-Петербург в ранге посла. Известно, что позднее, в 1914 году и в 1918–1920 годах Турхан Паша занимал должность премьер-министра Албании. В 1919 году табакерка была продана семье нынешнего владельца и в течение 100 лет она хранилась в этой семье. Эксперты оценили эту работу мастера Хенрика Вингстрома из мастерской Фаберже в 400-600 тысяч фунтов стерлингов.

Зеленая овальная – более ранняя работа мастера Кельхи, 1889 года. Еше будучи наследником престола Николай Александрович в 1891 году подарил табакерку генерал-майору и атаману Уральского казачьего войска П. Шипову, а в 1896 году, после того как Шипов продал ее обратно (в то время это было обычной практикой), император Николай II пожаловал ее генералу Турнье, возглавлявшему войска Франции. С тех пор табакерка проделала извилистый путь, пока не попала на аукцион. Эксперты оценили ее в 250-350 тыс. фунтов стерлингов.

Кабинет его Императорского Величества регулярно покупал у фирмы Фаберже драгоценные предметы «на всякий случай». Вот такой случай представился, когда императрица захотела поздравить свою подругу Полли Унгенштерн-Штернберг с рождением первенца-дочери, которую в честь императрицы назвали Аликс. Александра Федоровна подарила ей брошь работы мастерской Фаберже. Небольшая изящная вещица из золота розовой эмали и веточки ландыша из довольно крупных жемчужин. Естимейт на аукционе был невелик - 10-15 тыс.ф.ст., но эксперты опять «недотянули цену». Брошь была куплена в 2-3 раза дороже – за 32 500 тыс.фт.ст. Как же, императорская драгоценность!

Но самым оригинальным лотом на аукционе в апреле 2011 года стали две пары лыж и сапожки к ним, когда-то принадлежавшие расстрелянному царевичу Алексею Николаевичу. Царевич страдал наследственным заболеванием Гогенцоллернов – несвертываемостью крови – гемофилией. Активные виды спорта были ему категорически запрещены. Разрешалась только спокойная ходьба на лыжах.

Царевич с матерью императрицей Александрой Федоровной

В конце Х1Х -начале ХХ века лыжный спорт только начинал развиваться в России,

Историческая справка
29 декабря 1895 года в Москве состоялось торжественное открытие первой в стране руководящей развитием лыж организации — Московский клуб лыжников. Эту официальную дату и принято считать днем рождения лыжного спорта в нашей стране. Кроме Московского клуба лыжников в 1901 году было создано "Общество любителей лыжного спорта", а в 1910 — Сокольнический кружок лыжников. По аналогии с московским, в 1897 году создается клуб лыжников "Полярная звезда" в Петербурге. В те годы лыжный спорт в Москве культивировался в зимнее время еще в 11 клубах, в Петербурге в 8 клубах по другим видам спорта.
В 1910 году лыжные клубы Москвы объединились в Московскую лигу лыжебежцев. Лига осуществляла общественное руководство лыжным спортом не только в Москве, но и в других городах России. 7 февраля 1910 года 12 лыжников из Москвы и Петербурга разыграли первый личный чемпионат страны в лыжной гонке на 30 км. Звание первого лыжебежца России было присвоено Павлу Бычкову.

В 1910 году Московская лига конькобежцев попросила быть своим почетным председателем маленького наследника престола, которому было в ту пору 6 лет.

В Финляндии у лучшего лыжного мастера Отто Брандта были заказаны лыжи и сапоги для маленького лыжника – одни лыжи маленькие, а вторые «на вырост».

Царевич и в последние месяцы своей жизни ходил на лыжах в Тобольске, во дворе тюрьмы. Других развлечений у него не было. Об этом он писал Анне Вырубовой. Его расстреляли, когда не было ему и 14 лет.

Откуда попали лыжи на аукцион – не говорится, как не говорится и о том, кто их купил. Предварительная оценка была 60-80 тыс. ф.ст.

Пока с аукционами покончим. Русских сокровищ за рубежом даже больше, чем можно было бы предположить. Рассказать о всех не представляется никакой возможности. Многие предметы возвращаются на родину, правда, в большинстве своем оседая в частных хранилищах. Но уже открыт музей Карла Фаберже в Шуваловском дворце Сант-Петербурга, и существует Русский Музей Александра Иванова в Баден-Бадене, где выставлены коллекции миллионера. Сейчас он также носит имя Фаберже.

Музей Фаберже в Баден-Бадене, Германия.

Музей был открыт в 2009 году в известном курортном городке Германии Баден Бадене. Здесь в свое время отдыхала и лечилась русская аристократия, нередко в письмах этот городок упоминают Жуковский, Тургенев, Достоевский, Толстой. А еще раньше принцесса Баденская Луиза стала русской императрицей Елизаветой: в 1793 году она сочеталась браком с будущим императором Александром I.

Прелестный городок в лесах Шварцвальда выбрал Александр Иванов для безопасного размещения своей коллекции в 3 тыс.экспонатов. Иванов очень увлечен собиранием коллекции произведений Фаберже., и он собрал также фотографии, предметы быта мастеров, эскизы изделий знаменитой мастерской.

Наиболее значительным приобретением стало яйцо Фаберже, созданное в 1902 году мастером Михаилом Перхиным по заказу баронессы Беатрис Эфрусси, урожденной Ротшильд (1864—1934). В 1905 году она преподнесла это яйцо своему младшему брату — барону Эдуарду Ротшильду (1868—1949) — в качестве подарка на помолвку с Жерменой Хальфен.

Барон Эдуард де Ротшильд

Яйцо-часы сделаны украшено алмазами, прозрачной бледно-розовой и белой эмалью, платиной, опоясано фризом, выложенным из жемчуга. В эмалированное прозрачной бледно-розовой эмалью пасхальное яйцо вмонтированы часы Н. Роде[2]. Белый циферблат обрамлён кольцом из жемчуга, расписан замкнутым, огибающим каждую цифру орнаментом в виде гирлянд. Открывающаяся вершина ювелирного яйца выполнена из розового золота, а под ней спрятан сюрприз: механический, ярко эмалированный золотой петушок, украшенный алмазами. каждый час выскакивает и кукарекает и машет крыльями На тыльной стороне ювелирного яйца-часов расположена ажурная круглая дверца, открывающая путь к сложному часовому механизму

Иванов приобрел его во время международных торгов на аукционе Кристис (Christie’s) 2007 года. Его цена составила 9 миллионов британских фунтов (18.5 миллионов долларов на тот момент). По словам Иванова – «это наилучшее произведение Фаберже». В 2014 году Александр Иванов подарил его Эрмитажу.

Помимо яйца Фаберже, принадлежащего Ротшильду, коллекция музея включает в себя редкий серебряный графин в форме кролика, который вы видите на снимке вместе с его хозяином.

Александр Иванов держит в руках графин в виде кролика из «непричесанного» серебра

Из Википедии: в коллекции Александра Иванова есть созданное специально к Пасхе 1917 года, имперское пасхальное яйцо, сделанное из карельской березы, инкрустированное золотом и бриллиантами. Однако царь Николай II был свергнут с престола прежде чем успел преподнести его в подарок своей матери. Приобретение этого яйца вызвало некоторое сомнение экспертов, так как о его существовании не было известно ранее. Сейчас Иванов располагает некоторым количеством документов, собранных в исследовательских фондах и государственных архивах России, которые свидетельствуют о подлинности яйца. Оно экспонировалось на многих важнейших международных выставках и его подлинность была признана некоторыми ученым.

Итак, яйцо 1917 года «Созвездие» предначалось жене императора, а это яйцо – в подарок матери императора

В 1891 году праздновалась серебряная свадьба императора Александра 1 и императрицы Марии Федоровны. Тридцать два великих князя и великих княжон собрали деньги и заказали у Фаберже серебряные каминные часы. Они получились очень массивными и не отличающимися хорошим вкусом, зато помпезные и дорогие. Фаберже запросил за них 18, 4 тыс. золотых рублей. Стояли они на камине в Голубой гостиной Аничкова дворца, зимней резиденции вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Они весят 20 килограммов чистого серебра, и украшены фигурками 25 ангелов, по одному на год женитьбы. каждый

К слову сказать, конфискованные из Аничкова дворца многочисленные сокровища не остались в России, их за бесценок продавали «на индустриализацию», а иногда просто переплавляли в золотой или серебрянный лом.

Эти часы эти были подарены советским правительством небезызвестному Арманду Хаммеру, поэтому чудом сохранились до наших дней. На одном из аукционов в 1997 году они были куплены за 1,5 миллиона долларов. Но на поздних аукционах их цена выросла чуть ли не в 6 раз, а за такую сумму покупать это вычурное изделие, хотя бы и с клеймом Фаберже, охотников не нашлось. Но на другом аукционе Александр Иванов их купил, но я не нашла, за какую сумму.

В коллекцию Иванова попало и миниатюрное дерево бонсай с золотыми листьями, инкрустированное сотнями маленьких бриллиантиков. Интересным экспонатом компании Фаберже является фигурка Будды из нефрита из коллекции Жаклин Кеннеди-Оннасис.

В 2013 году Александр Иванов развелся со своей женой Юлией, и по соглашению о разводе коллекционер отдал бывшей благоверной 600 маленьких фигурок из коллекции Музея, среди которых были и произведения Фаберже.

Но Иванов быстро оправился от потери, в тот же год он купил 50 произведений Фаберже, и сообщал, что присмотрел еше 300.

Музей всегда был соперником Музею Фаберже в Петербурге.

Несколько слов об этом музее, хотя это не относится впрямую к теме данной статьи. Музей Фаберже в Петербурге - частный музей, принадлежащий фонду «Связь времен», а точнее, миллионеру Виктору Вексельбергу.

Вид Музея с Фонтанки.

Небольшое отступление. Когда я в конце прошлого и в начале нынешнего века водила экскурсии по Нью-Йорку, я обязательно заводила туристов в огромное здание журнала «Форбс», где на первом этаже была выставлена коллекция основателя журнала Малькольма Форбса (1919-1990), в которой были несметные сокровища, к которым относились пасхальные императорские яйца и другие значительные работы из мастерских Карла Фаберже. Вход был совершенно бесплатный и мои туристы пораженно вздыхали, такой красоты они давно не видели (в Оружейную палату мог попасть далеко не каждый).
Но в один далеко не прекрасный день вход в здание был закрыт, и мы потом узнали, что вся эта коллекция Форбса была куплена Виктором Вексельбергом за 187 млн.долларов.

Здание Форбса на пересечении 5-й Авеню и 13-й стрит, Нью-Йорк

Потом поползли слухи что многие драгоценные изделия – подделка, потом слухи атихли, так что здесь правда, а что ложь – неизвестно., но коллекция Форбса теперь находится в Шуваловском дворце в Петербурге.

Итак, Музей Карла Фаберже. Открыт в 1913 году в доме Шуваловых-Нарышкиных, в котором раньше был Дом дружбы с народами зарубежных стран. Прекрасно отреставрирован.

Интерьер Музея

Из Википедии: В настоящее время коллекция музея насчитывает более 4000 единиц хранения, среди которых, помимо знаменитых пасхальных яиц, — фантазийные предметы, столовое серебро, интерьерные и культовые предметы, а также ювелирные украшения, созданные фирмой Фаберже. Также в коллекции музея — работы современников и соперников Фаберже — мастеров ювелирного дела И. Сазикова, П. Овчинникова, Ф. Рюкерта, И. Хлебникова и многих других. В Выставочном зале музея представлены полотна И. Айвазовского, К. Маковского, К. Брюллова, В. Аммона, В. Поленова, Г. Семирадского и женские портреты А. Харламова. В Верхней буфетной дворца Нарышкиных-Шуваловых вывешены работы П. О. Ренуара, Луи Вальта, Анри Мартена, К. Коровина и К. Горбатова. В Готическом зале дворца экспонируется коллекция русских икон. Музей Фаберже в Санкт-Петербурге по праву гордится тем, что в его коллекции находятся первое и последнее из 50 императорских пасхальных яиц, изготовленных мастерскими Карла Густавовича Фаберже в период с 1885 по 1916 годы.

В коллекции из 9 пасхальных императорских яиц находится первое яйцо «Курочка», подаренное императором Александром Ш его жене Марии Федоровне на пасху 1885 года.

Это еще подражательная работа – приблизительно такие яйца изготавливались в Западной Европе ранее.

Последнее яйцо, которое готовилось к Пасхе 1917 года, уже не понадобилось – правящая династия пала. Но его старательно делали в мастерской Карла Фаберже, и оно так же прекрасно, как все остальные маленькие шедевры великого ювелира.

Яйцо «Созвездие»

Но драгоценные изделия, вернувшиеся на родину изготовления, – не предмет моего рассказа. В этой, как и в других моих статьях, я рассказываю о предметах русского искусства, которые осели в за рубежом, в частности Америке.